|
Персональная выставка Маргариты Фединой «Северный модерн. Коллекция диагоналей»
|
|
лекция
история архитектуры
Наследие
|
|
|
дата: |
28.04.2011
- 07.05.2011
|
|
страна:
|
Россия
|
|
город:
|
Москва
|
|
место:
|
Выставочный зал Союза архитекторов России Гранатный пер., 12
|
|
организатор: |
Союз архитекторов России Союз фотохудожников России
|
|
Союз архитекторов России совместно с Союзом фотохудожников России представляет персональную выставку Маргариты Фединой
«Северный модерн. Коллекция диагоналей»
|
|
пресс-релиз:
Персональная выставка члена Союза фотохудожников России Маргариты Фединой «Северный модерн. Коллекция диагоналей» представляет 52 фотографии из большого одноименного художественного проекта. Автор исследует одно из направлений архитектурного стиля модерн рубежа XIX-XX столетий – северный модерн или, как его называют в северных странах Европы и в Прибалтике, национальный романтизм, строгий, лаконичный, близкий народному духу севера. Проект дает визуальный ряд архитектурных памятников, прослеживая движение и влияние этого зародившегося в Финляндии направления модерна на архитектуру Латвии и России, находит преемственность, общность и различия архитектуры этих трех стран, которые в рассматриваемый период входили в состав бывшей Российской империи.
В ходе работы над проектом собран большой материал – отснято более 1000 зданий в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и Хельсинки. По каждому дому имеется следующая информация: название, год постройки, первые хозяева, архитектор, точный адрес.
Необычный формат фотографий (квадрат, развернутый на 45 градусов, то есть поставленный на угол) удачно сочетается с идеями «новой» архитектуры, идеями стиля модерн. Фасады зданий и их фрагменты, вписанные по диагонали в такую рамку, очень выразительны.
«Я всегда и везде снимаю архитектуру модерна. Это моя страсть, мой пунктик». Маргарита Федина
Из рецензии на проект кандидата архитектуры, доцента Кафедры Истории архитектуры и градостроительства МАРХИ Сергея Клименко и кандидата архитектуры, старшего научного сотрудника НИИТАГ Юлии Клименко:
«Главное внимание фотографа сконцентрировано на самом ценном в архитектурном и художественном плане – фрагменте здания, деталях. Такой подход в полной мере соответствует методу работы архитекторов модерна, для которых в проектируемых ими постройках не было ничего второстепенного, здесь все – от плана здания до рисунка дверной ручки – являлось вещью авторской, нарисованной одной рукой. Выхваченные кадры представляют собственный взгляд, возможно в чем-то отличный от «профессионального», бывающего порой несколько сухим, даже слишком строгим. Представленные кадры передают нечто неуловимое, заставляющее по-новому взглянуть на эти исторические уникальные памятники даже специалистов. В этом отношении модерн является особенным стилем, дающим бесконечное количество точек восприятия одного и того же здания – от фасадов до интерьеров. Данная подборка фотографий зданий северного модерна и памятников, созданных под влиянием этого направления, - своего рода мозаика или коллаж, наглядно показывающий разнообразие, неповторимость и высокую художественность этого явления в мировой архитектуре. Особую ценность имеет стремление автора представить широкую географию распространения северного модерна, при всей кажущейся его изолированности, в частности, интересна попытка рассмотреть его в московских постройках, далеких от северных регионов, где это мощное и очень целостное явление за далекими пределами своеобразно преломляется под влиянием местной традиции».
Из рецензии на проект кандидата искусствоведения, куратора фотографических выставок, автора текстов о фотографии, доцента Московского государственного университета печати, сотрудника НИИ РАХ Ирины Чмыревой:
«Маргарита Федина соединяет в своей фотографии любовь и знание архитектуры, внимание к ее большой форме и к выражающим стиль деталям с любовью к фотографии, поиском внутри нее пластики, которая дает зрителю новое впечатление, как бы сдирает сетку привычного с фасадов знаменитых и, наоборот, пропущенных историками, но не менее интересных памятников русского модерна. Выбранная Маргаритой Фединой форма квадрата, ставшего ромбом, заставляет вглядываться в архитектуру, как через бойницу авторского взгляда. С одной стороны, это напоминает игры интеллектуалов, особенно художников и киношников, когда по фрагменту надо угадать целое, и такое смещение – через углы и ромбы, более непривычное человеческому взгляду и памяти, – еще больше усложняет задачу найти среди воспоминаний правильное решение. С другой стороны, природа человеческого восприятия основана на преодолении, т.н. «эффекте Зейгарник» (мы запоминаем лучше то, что связано с большим физическим усилием в момент запоминания): глазу зрителя приходится преодолевать форму ромба, мозгу – достраивать композицию фасадов за пределами симметрической, но необычной компоновки автора, и, в результате, матюшинские майолики, сатиры неизвестных скульпторов из Риги, петербургские подсолнухи и пролетарии, наряженные античными атлетами, остаются в памяти навсегда.
Но значение фотографии Фединой не только в этом экспериментально найденном обучающем эффекте. Художник нашла внутри новых границ композиции, выстроенных ею тоже как преодоление – технических проблем съемки – решения для запечатления как пространства, так и фрагмента, плоскости. При кажущейся орнаментальности, «пряничности», сходстве с изразцами, в фотографиях Фединой есть не только «кунштюк», внешняя эффектность, утомляющая на десятой необычной, но одинаковой внутри экстравагантного ряда фотографии. В ее снимках есть световоздушная среда, есть рельефность детали и глубокая перспектива, иногда поразительная, как старое зеркало, в котором свой мир. Вглядываясь в ее съемки фасадов, особенно петербуржских, испытываешь головокружение, как будто запрокидывая взгляд в высоту-глубину монументальных рустованных стен с десятками окон. Маргарите удалось найти тонкий баланс между внешней эффектностью и протяженностью мира, который открывается сквозь ее снимки».
Об авторе:
Родилась в 1965 году в городе Фрунзе. Закончила физико-математическую школу, а затем Московский экономико-статистический институт.Фотоаппарат взяла в руки в старших классах школы. Училась у Павла Киселева и Ираклия Шанидзе, у Дмитрия Ершова и Валерия Самарина. Любимые темы: городской пейзаж, архитектура и интерьер, черно-белый портрет.
Маргарита Федина - автор фотографий к трем книгам-альбомам: «Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве» (2009 год, Москомнаследие, ИД Руденцовых ), «Архитектурная сказка Федора Шехтеля» (2010 года, «Русский импульс»), «Архитектурное наследие А.С.Каминского в Москве» (2010 год, Москомнаследие, ИД Руденцовых).
С сентября 2008 года – член Союза фотохудожников России. Живет и работает в Москве.
С частью работ можно познакомиться на сайтах в Интернете: http://ritafedina.photosight.ru/ http://www.photodom.com/member/photomouse
|
|
|
|
|