пресс-релиз:
Перед Вами моя скромная попытка «улучшить достоверность» ощущений, возникающих при наблюдении плоских изображений пространственных объектов. В данном случае — фотографий. Как известно, фотографическое изображение строится по законам линейной перспективы, которые считались наиболее приемлемыми для передачи «достоверности» в реалистической живописи начиная с их открытия в эпоху Возрождения.
Благодаря фотографии были обнаружены «искажения» линейной перспективы, связанные с «завалом» вертикальных линий, деформациями на краях фотографий, а также карикатурностью снимков, снятых с близких расстояний, чего не допускали художники, стремящиеся к достоверности изображений. Однако, все эти «искажения» присутствуют и при взгляде в пространство, но становятся значимыми только после фиксирования того, что мы видим, на плоскости (картинной плоскости).
Придуманы способы борьбы с этими «искажениями». Длиннофокусные объективы позволяют до минимума свести искажения на краях фотографий, карикатурность можно избежать, отказавшись от неудачных ракурсов при съемке. Для устранения «завала» вертикальных линий используют шифт-объективы, в которых конструктивно предусмотрен механизм смещения оптического блока для захвата в объектив всего здания с сохранением вертикального положения корпуса фотоаппарата.
Но достоверность изображений все равно ограничивается наличием картинной плоскости. Если удастся «разрушить» картинную плоскость, достоверность изображений должна повыситься.
Оговоримся сразу, что стереофотография (в принципе «разрушающая» картинную плоскость) также искажает представление о пространстве. Оно (пространство) в стереофотографиях перестает быть непрерывным по глубине, а превращается в кулисно-ярусное, в котором существуют «плоские» изображения объектов, позиционированные в плоскостях, параллельных картинной плоскости.
Представленный метод сводится к тому, что изображение предъявляется не на плоскости, а на цилиндрической поверхности. Этим осуществляется «провокация объема», т. к. мы имеем дело с реальной глубиной, которая продолжается дальше в пространство изображения.
Андрей Топунов. 2006
|