«…Гольц был архитектором, но театр оставался его любовью». Юрий Завадский
Гольц почти не известен широкой публике в качестве театрального художника. Выставка «ТЕАТР ГОЛЬЦА: из наследия архитектора» призвана познакомить зрителя с этой частью его творчества. На ней будут представлены 79 театральных работ, переданных в дар музею дочерью архитектора, художницей Никой Георгиевной Гольц. Среди них: эскизы костюмов и декораций к различным спектаклям, эскизы кукол-марионеток для детского кукольного театра, эскизы панно для детского музыкального театра, эскизы костюмов-гротесков для политических танцев — специфического жанра танца-пантомимы, существовавшего в 1920-е годы. Большая часть этих материалов экспонируется впервые.
Также в числе экспонатов - манерные рокайльные рисунки костюмов и декораций в духе Константина Сомова для «Золушки»; отсылающий к французскому карандашному портрету XVI в. эскиз головы марионетки-принца для одноименного кукольного спектакля; грубовато-наивные для «Робина Гуда», действие которого относится к эпохе правления Ричарда Львиное сердце; гротесково-карикатурные костюмы для политических танцев Александра Румнева и антибуржуазной сатирической комедии «Женитьба ле Труадэка».
Интересны созданные со вниманием к этническим акцентам костюмы для драмы о становлении нового строя в далёком туркменском ауле «Аул Гидже», спектакля о жизни семьи немецких рабочих «Маленький коммунист» и постановки по мотивам норвежских сказок «Находка».
Разнообразие литературного материала и присущее Гольцу тонкое чувство стиля и времени обуславливали разнообразие представленных им художественных решений, адекватных каждому произведению.
Театр был для архитектора «работой для себя», полем экспериментов и поисков вне его основной архитектурной работы. Здесь художник пользовался гораздо большей творческой свободой, имея возможность опробовать и реализовать все интересующие его художественные идеи.
Яркие и нестандартные образы театральной графики Гольца 1920-1930-х годов идеально вписываются в универсальное выставочное пространство Аптекарского приказа - белокаменную двустолпную палату XVII в., - создавая неповторимую и незабываемую атмосферу праздника, к чему так стремился в своих работах этот прекрасный мастер.
Георгий Павлович Гольц (22.02.1893, Москва, — 27.5.1946) – действительный член Академии архитектуры СССР, лауреат государственной премии, архитектор, художник, теоретик и педагог. В 1925-32 гг Гольц проектировал и строил банки в Новосибирске, Минске, Иванове, трикотажную фабрику в Ивантеевке. В 1932 г. получил III премию за конкурсный проект Дворца Советов. В 1930-х гг. Гольц построил в Москве, Устьинский мост и ансамбль шлюза на Яузе. С 1935 года руководил планировочной мастерской Моссовета. В 1943-46 гг. принимал активное участие в проектировании, восстановлении и реконструкции Сталинграда, Киева, Смоленска, Владимира.