|
пресс-релиз:
«Русский взгляд на Европу» Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии», при поддержке Билайн
Уже в середине XIX века в Россию направляется первый фотографический десант зарубежных фотографов — Роджер Фентон, Жан-Шарль Ланглуа и др., получивших задание снимать театр военных действий во время Крымской войны 1853—1856 гг. Их снимки стали первыми фоторепортажами с войны и одновременно открыли миру юг России. В это же время Фентон делает первые снимки московского Кремля.
Зарубежные фотографы активно снимают Россию конца XIX — начала ХХ в. Русских фотографов, снимавших в это время Европу, гораздо меньше. Несмотря на то, что в это время Россия переживает фотографический бум и по количеству фотоателье почти обгоняет Францию, в основном профессионалы-фотографы сосредоточены на российских реалиях. Зарубежные фотозарисовки того времени — в основном удел любителей. Немногие зарубежные фоторепортажи из Советской России середины-конца 1930-х являются, скорее, исключением. Ровно таким же исключением являются и съемки российских фотографов, сделанные в Европе, как, например, фотографии Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга «Мой Париж». На долгое время Европа и Россия разделяются «железным занавесом», прекращающим любые культурные контакты, в т.ч. фотографические.
Хрущевская оттепель конца 1950 — начала 1960-х привлекала в Россию лучших фотографов второй половины ХХ века: А. Картье-Брессона, У. Кляйна, М. Рибу, С. Вейс, И. Морат и др. Второе нашествие зарубежных фотографов в Советский Союз связано с эпохой горбачевской перестройки. С этого момента Россия находится под постоянным прицелом объективов европейских фотографов. Прежде всего их внимание, как и во всем мире, привлекают исторические катаклизмы, а также специфические приметы советской действительности, стремительно исчезающие в последние годы.
Российские фотографы начали снимать Европу и другие континенты лишь в последнее десятилетие, когда падение «железного занавеса» предоставило им возможность свободного передвижения по миру. До этого подобная роскошь была доступна лишь некоторым избранным счастливцам, которым дозволялись зарубежные командировки, как, например, Георгию Петрусову, Дмитрию Бальтерманцу, Льву Бородулину. Многие десятилетия в России существовало два мифа о Европе: официальный — о страшном и опасном обществе бесчеловечного капитализма, и другой — формировавшийся в противодействие советской пропаганде - о «Рае на земле» и обществе всеобщего благополучия. Реальность, которую увидели российские фотографы за рубежом, оказалась непохожей ни на то, ни на другое. Именно она продиктовала координатную сетку, направляющую взгляд свободно и непредвзято, стимулировала личное раскрепощение и доверие индивидуальному эмоциональному переживанию каждого из авторов.
Тринадцать участников выставки «Русский взгляд на Европу» - люди разных поколений. Некоторые из них, как Валерий Сировский (р. 1939) или Александр Забрин (р. 1948), большую часть своей жизни прожили в Советской России. Тимофей Парщиков (р. 1983) или Наталья Павловская (р. 1982) — дети перестройки, взрослевшие уже в новой России. Их всех объединяет принципиальное отсутствие заранее заданной идеологической или концептуальной установки по отношению к «другой» европейской действительности, которая так часто проявляется у зарубежных фотографов, снимающих Россию. В Европе они снимают то, что составляет их экзистенциальную доминанту в России.
Так, Владимира Греви, Валерия Сировского, Льва Мелихова, Григория Ярошенко прежде всего занимают проблемы архитектоники пространства, природного или архитектурного. Наверное поэтому именно Италия оказывается в центре их внимания. Жестко структурированный взгляд Владимира Греви, культурологическая рефлексия Льва Мелихова и тонкая лирика Валерия Сировского представляют три разные и очень личностно окрашенные версии русского взгляда на Италию.
Семена Файбисовича, Александра Слюсарева, Тимофея Парщикова интересует в первую очередь визуальные парадоксы, взаимоотношения света, цвета и предметного ряда в новой культурной среде. Игорь Мухин, Владимир Мишуков, Наталья Павловская, Андрей Гордасевич фокусируют свое внимание на человеке. Им интересны яркие персонажи и моменты предельной свободы самовыражения. В Советском Союзе коллективное доминировало над индивидуальным. Быть «непохожим» было не принято и опасно. Проявление многовековой европейской толерантности к индивидууму и индивидуальному становятся предметом пристального внимания русских фотографов в Европе.
Фотографии Георгия Первова и Александра Забрина разрушают туристические мифы. Снимая культовые места паломничества иностранцев — Эйфелеву башню, сад Тюильри и др., они предлагают новые ракурсы и создают новую атмосферу, взрывая традиционную схематизацию предметов и явлений.
Раскрываясь перед русскими фотографами, Европа раскрывает каждого из них. Чутко прислушиваясь и пристально вглядываясь в детали и детальки, через которые раскрывается неповторимая аура и самобытность каждой из стран, попадающих в объектив фотографов, авторы невольно привносят в снимки опыт сравнения с российскими реалиями, находя как точки соприкосновения, так и моменты диссонанса. Сама возможность этого сравнения оказывается бесценным опытом взаимопонимания.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»
|