пресс-релиз:
Самое раннее по времени создания произведение на выставке - рисунок архитектора Николо Микетти 1723 года «Колоннада “Кривые галереи” у шлюза в Петергофе» - передает дух «петровской эпохи». Восторженное отношение к Петербургу, стремление показать блеск и мощь новой строящейся столицы отличает работы художников второй половины XVIII века Мишеля Дамам-Демартре, Карла Кнаппе, Доменико Ламони, Иллариона Мошкова, Гавриила Сергеева, Жана Траверса, запечатлевшие простор и ширь городских площадей и проспектов, размах грандиозных строек, великолепие императорских резиденций в Петербурге и пригородах. Особую ценность среди этих произведений представляют пейзажи Петербурга, Павловска, Царского Села, выполненные в 1780-1800 годах архитектором и замечательным художником-рисовальщиком Джакомо Кваренги.
Город первой половины XIX века представлен в экспозиции живописными полотнами прославленных петербургских пейзажистов Федора Алексеева, Ивана Айвазовского, Максима Воробьева, Алексея Максимова, Бенджамена Патерсена, акварелями и карандашными рисунками Пьетро Гонзага, Луиджи Премацци, Василия Садовникова, братьев Григория и Никанора Чернецовых, Иосифа Шарлеманя и других.
Атмосферу, царившую в Петербурге времен императоров Александра I и Николая I, передают акварели и графика с изображением военных парадов, торжественных церемоний, народных празднеств. В их числе работы Огюста Монферрана «Выгрузка колонны для Исаакиевского собора» (1824), Максима Воробьева «Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны 30 августа 1834 года» (ок. 1834) и Василия Садовникова «Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади» (1859). Городские гулянья изображают гравюры неизвестных художников «Ледяные горы на Неве у Петровской (Сенатской) площади» (1810-е), «Катальные горы на Крестовском острове» (1810-е – начало 1820-х) и живописное полотно предположительно кисти Ивана Крамского «У балаганов» (1860-е).
|