|
пресс-релиз:
В 2005 году лауреатом Притцкеровской премии по архитектуре стал архитектор из Лос-Анджелеса Том Мейн (Thom Mayne). Архитектор Билл Лейси, исполнительный директор фонда премии Прицкера, так описал решение комиссии: «Том Мейн – порождение неспокойных 60-х годов, сохранивший свой бунтарский дух и пылкое желание развивать свою деятельность, на результаты которой стали обращать внимание только сейчас, благодаря последним крупномасштабным проектам». Философия архитектуры Мейна «не связана ни с европейским модернизмом, ни с восточными влияниями, ни с американской традицией»: он представитель «уникальной кочевой культуры Южной Калифорнии».
Мейн родился в 1944 году, окончил Университет Южной Калифорнии и Гарвард. В 1972 году вместе с Джимом Стаффордом он основал фирму Morphosis в Санта-Монике с целью разработки проектов, отвечающих требованиям каждого клиента, условиям любой местности и программы. «Morphosis» в переводе с греческого означает «принимающий форму». В настоящее время в компании работают примерно двадцать архитекторов и дизайнеров под руководством Мейна, Джона Энрайта и Кима Говза. Фирма Morphosis участвовала во многих международных конкурсах, где одерживала победу. Три таких проекта привлекли внимание СМИ. Это средняя школа Даймонд Ранч в Калифорнии, банк Alpe-Adria Hypothekenbank в Австрии и жилой комплекс для аспирантов и студентов, получающих второе высшее образование в Университете Торонто, в г. Торонто. Компания Morphosis была удостоена шестнадцати наград за вклад в развитие архитектуры, двадцати семи наград Американского института архитекторов и многих других наград. Персональные выставки работ компании проходили в Центре современного искусства в Цинциннати, Центре искусства Волкера в Миннеаполисе и выставочном центре Ministerio de Fomento в Мадриде. В настоящее время Том Мейн совместно с мэрией г. Нью-Йорка работает над проектом Олимпийской деревни 2012 года.
Комментарии Карины Добротворской, главного редактора журнала AD (Architectural Digest): “Тома Мейна принято называть бунтарем, и архитектура его на первый взгляд – бунтарская, конфликтная: она жесткая, угловатая, многослойная, агрессивная. Но стоит взглянуть повнимательнее, и становится очевидно, что при всей "колючести" и внешней гротескности дома его не только гармоничны и пропорциональны – они удобны. Они не просто заявляют о себе. Они честно выполняют свою функцию, свою "работу" – на самом деле служат школами, офисами и ресторанами. Композиции Мейна часто не менее смелы, чем Фрэнка Гери, но в них меньше волюнтаризма, нет выпячивания своего "я" за счет городской среды – Мейн умеет вписаться в контекст или сформировать окружающую среду заново. Его проекты не менее фантастичны, чем эскизы Захи Хадид – но при взгляде на них сразу видно: это можно построить, и реализованное здание не будет казаться компромиссом по сравнению со смелой идеей. Здания Мейна – сложные, динамичные композиции: объемы, из которых они состоят, балансируют на грани нарушения законов гравитации. Его карьера точно так же сложно и динамично балансирует на грани провокации и рациональности. Он доказывает, что современной архитектуре не нужно делать выбор между жестом и скукой. Есть золотая середина. "Архитектура не должна быть легкой. Архитектор может себе позволить создавать уникальные концепции. Главное, чтобы получилось что-то стоящее", – говорит Мейн. У него – получается”.
|