пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

«Золотой век архитектурной графики». Рисунки европейских мастеров XVIII-XIX в.в. из коллекции С. Чобана

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 16.10.2010 - 12.12.2010
  город: Москва
  адрес: ГМИИ им. А.С.Пушкина
ул. Волхонка, 12
  организатор: Министерство культуры РФ Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Фонд С.Чобана. Музей архитектурного рисунка
  ссылки: Анонс на сайте бюро SPeeCH
Анонс на сайте ГМИИ
  пресса-статьи:
  Сергей Ходнев. Портрет неизвестного архитектора // Коммерсантъ-Власть , № 42 (896)
  Сергей Хачатуров. Бескорыстное проектирование. Выставки архитектурных фантазий в Москве // Время новостей , № 195
  Велимир Мойст. Архитектурное золото не блестит // Газета.ru , 18.10.2010
  Сергей Ходнев. Время рисовать камни. Сергей Ходнев о "Золотом веке архитектурной графики" в ГМИИ им. А. С. Пушкина // Коммерсантъ-Weekend , № 40 (186)
  Игорь Чувилин. От чертежей до фантазий // Ведомости , № 40 (223)
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2010/10/15/16376
 
связанные события:
  30.01.2010 - 14.03.2010
выставка

Архитектурные миры. Сергей Чобан - рисовальщик и коллекционер
пресс-релиз:

На выставке «Золотой век архитектурной графики», открывающейся в ГМИИ им. А.С.Пушкина 15 октября 2010 года, будут представлены около 50 рисунков и акварелей западноевропейских архитекторов, живописцев и рисовальщиков XVIII - первой половины XIX века из частной коллекции известного современного архитектора Сергея Чобана. Среди отобранных для показа произведений посетители музея смогут увидеть первоклассные образцы творчества выдающихся и менее знакомых широкой аудитории мастеров Италии, Франции и Германии, отдельные из которых долго и плодотворно работали в России. Среди итальянцев – это знаменитый архитектор и театральный декоратор Филиппо Юварра (1678-1780), Джованни Батиста Пиранези (1720-1778), выдающийся гравер и «первый в истории мастер бумажной архитектуры»; прославленный венецианский живописец Каналетто (1697-1768), чьи рисунки с архитектурными «ведутами» ценятся едва ли не более чем его картины; представители династии блистательных театральных декораторов Галли Бибиена; работавший в Риме мастер пейзажей с видами Рима и античных руин Джованни Паоло Панини (1691-1765). Францию представляют живописцы Шарль-Жозеф Натуар (1700-1777) и Шарль Мишель-Анж Шалль (1718-1777), Гюбер Роббер (1733-1808) и Жак-Луи Давид (1748-1825), архитекторы Жан-Лорен Ле Жей (1710-1786), Жермен Суфло (1713-1780), Шарль-Луи Клериссо (1721-1820), и Клод Леду (1736-1806); Германию – живописец Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) и архитектор Лео фон Кленце (1784-1864). Наконец, важное место в экспозиции занимают представители так называемой «Россики», западноевропейские мастера, работавшие в России – Джакомо Кваренги (1744-1817), Винченцо Бренна (1747-1820), Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751-1831), Жан-Франсуа Тома де Томон (1759-1813), Огюст Ришар Монферран (1786-1858) и другие мастера.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже давно сложилась традиция знакомить свою аудиторию с частными коллекциями. Ограничившись примерами из области рисунка, упомянем выставки лучших листов из собраний западноевропейских мастеров член-корреспондента Академии наук СССР профессора А.А.Сидорова (1969), одной из создательниц Тимирязевского музея биолога Е.В.Полосатовой (1985), известного журналиста И.А.Полонского (1986); наконец, две выставки художественных произведений, сначала западных (1973), а затем русских (1985), из собрания доктора искусствоведения И.С.Зильберштейна. Все названные коллекции, впоследствии подаренные их владельцами музею, любовно собирались замечательными людьми самых разных профессий, составляя в их жизни особую сферу интересов, часто не связанную с основными занятиями.

На этот раз нам предстоит познакомиться с коллекцией особенного типа. Сергей Чобан, профессиональный архитектор и к тому же сам превосходный рисовальщик, собирает коллекцию архитектурной графики осознанно, с глубоким знанием дела и тонким пониманием «предмета» своего собирательства. Это придает выставке дополнительный интерес и одновременно объясняет ее специфический характер, широту ее содержания, ее хронологические рамки, а самое главное - высочайший художественный уровень экспонируемых произведений.

Архитектурная графика – понятие многозначное. Это не только рисунки и чертежи, связанные с творческой лабораторией архитектора и отражающие на бумаге все этапы работы от рождения первоначального замысла и его последующего развития до обретения им законченного образного решения в визуализированной форме. К архитектурной графике относят также и видовой рисунок, к которому обращаются живописцы, граверы и сами архитекторы и где главной темой изображения является архитектурный образ. Реальный или фантастический, дошедший до нашего времени в руинах или сохранившийся только в описаниях старых источников и потому дающий богатейшую пищу для воображения художника. Отдельную главу в архитектурной графике занимают эскизы театральных декораций, приобретающих особую пышность в эпоху барокко и изображавших архитектуру несуществующую, а также проекты оформления всевозможных празднеств, церковных и светских, в том числе пышных фейерверков и торжественных церемоний. На первых порах не выходивший за рамки вспомогательного средства, неброский и скромный, архитектурный рисунок со временем обретает самостоятельное значение и собственный изобразительный язык, исключительно богатый и разнообразный, изощренную стилистику и техническое совершенство. XVIII век становится временем расцвета архитектурного рисунка и архитектурной графики в целом. Он занимает равноправное положение в иерархии искусства рисования, у него появляются ценители и собиратели.

В коллекции Чобана это время представлено очень широко, что открывает перед зрителем возможность проследить и понять на примере первоклассных рисунков и чертежей самые разные аспекты архитектурной графики. Богатство приемов и техник, используемых художниками. Разнообразие изображаемых ими сюжетов. Стилистическую эволюцию самого рисунка - от безудержной фантазии и свободы искусства эпохи барокко до строгой и утонченной красоты неоклассицизма или суховатой сдержанности архитектурных листов начала XIX столетия.

Сам Чобан в одном из интервью, рассказывая о своем собрании, подчеркнул, что коллекционирование архитектурной графики, «отдельного вида искусства и абсолютно ни на что не похожего явления», - редкая область, которой занимаются немногие. А в качестве самого ценного среди принадлежащих ему произведений он выделил действительно редкий рисунок Джованни Баттисты Пиранези, ведущий происхождение из коллекции князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова (1874-1941), хранителя Отделения рисунков и гравюр Эрмитажа в первые годы советской власти, а в 1922 году эмигрировавшего во Францию.
Еще в одном интервью в ответ на вопрос о путях достижения успеха, Чобан отметил, что, по его мнению, «талант архитектора – это в большой степени такт и выбор правильных средств для реализации своей идеи». Во многом именно этому архитектор научился у своих исторических предшественников, в том числе на примере рисунков из собственной коллекции.

Открытие 15 октября 2010г.


Справка о коллекционере:
Сергей Чобан родился в 1962 году в Ленинграде, окончил Институт им. Репина Академии художеств. С 1992 года, уехав в Германию, где начал работать в Архитектурном бюро NPS в Гамбурге, в 1995-м стал одним из его партнеров и возглавил берлинский офис «NPS Tchoban Voss». Среди самых известных построек Чобана в Берлине – комплекс пятизвездного отеля «Домакваре» с гигантским аквариумом в атриуме, кинотеатр «Кубикс», синагога в Вильмерсдорфе. В 2004 году открыл свой офис в России, спроектировал – совместно с Петером Швегером - небоскреб «Федерация» в «Москва-Сити». В настоящее время совместно с Сергеем Кузнецовым возглавляет бюро «SPEECH Чобан Кузнецов». В берлинском и московском офисах сегодня разрабатываются десятки проектов – от комплексов «Набережная Европы» и «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге (совместно с Евгением Герасимовым), гостиниц сети «Кемпински» в Киеве, Минске и Нижнем Новгороде до массового жилья в Митине. Сергей Чобан – член Американского общества архитектурных графиков (ASAI). В 2009 году основал Фонд для организации музея архитектурной графики в Берлине. В начале 2010 в Немецком Музее Архитектуры (DAM), Франкфурт-на-Майне, организовал выставку «Архитектурные миры», на которой экспонировались рисунки Чобана и архитектурная графика из его собрания. Один из кураторов павильона России на архитектурной биеннале Венеции 2010 года (проект реконструкции Вышнего Волочка).



Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки