пресс-релиз:
Современному человеку трудно понять прошлое, почувствовать время Жорж Санд или Шолохова. Это напоминает попытку заглянуть в окно заброшенного дома, сквозь пыль и копоть на старых стеклах. Каким был план Михайловского при Пушкине? Что вспомнил бы о Шарлевиле Рембо? Мы щуримся, пытаясь угадать обстановку кабинета, разглядеть очертания домов, увидеть что-то в перспективах аллей…
Пространство экспозиции решено большими плоскостями цветных фотографий и чёрно-белой графики. Каждому писателю посвящён собственный зал.
Серия монотипий художницы Якоб Кнапп (Германия), использованная для баннеров в экспозиции «Место Гения» передает все напряжение этого вглядывания. Якоб Кнапп, по образованию – архитектор и реставратор. Именно поэтому ей так близка графика. Поэтому она с таким интересом исследует в своих работах старинные карты и планы. Живописная техника графических листов, сделанных по прорисям планов и карт полна «случайностей» и наложений. Изображение пробивается к нам сквозь шум и копоть времени. Бархатный черный тон типографской краски, мягкость линий сродни темноте углов и размытости очертаний снимков камерой обскурой. Объективен ли снимок сквозь «грязное стекло»? И все же за планами стоит структура ландшафта, которую не так легко стереть, именно эти озера и холмы видел Пушкин, эти ущелья зарисовывал Лермонтов…
Монтируя к картам планы усадебных парков или домов, накладывая рисунки яхт, совмещая чертежи разных лет, художница воспроизводит дух писательских набросков на полях, путевых заметок, создает «дневник путешественника в прошлое».
Путешествие во времени начинается с карты Европы, где подписаны наши остановки – Михайловское, Тарханы, Круассе, Кротуа, Ясная Поляна, Пуан, Вёшенская, Сэн-Арну-ан-Ивлин… Завершает цикл странствий большой план Парижа – символического места встречи всех Гениев. Того Парижа куда так стремился «Француз» Пушкин, наведывался Шолохов, где жил Тургенев, из которого бежал Флобер…
По воле художницы план французской столицы наполнен голосами писателей – их цитатами. «...Вот он, Париж, вот прекрасный Париж, который представлялся тебе полным чудес! Смотри, вот он расстилается перед тобой, почерневший от дождя и грязи, шумный, зловонный, стремительный, как поток сточной канавы! Вот тот обещанный тебе праздник жизни, блестящий и благоухающий…» (Ж.Санд «Индиана»).
По контрасту с этим метафорическими шумом и грязью, экспозиционные приемы, тем не менее, оставляют ощущение покоя и незамутненности. Сознательно оставлены открытыми подлинные фрагменты стен старой московской усадьбы XIX века – в особняке Государственного музея А.С. Пушкина, где разместилась выставка. В пространстве работают большие простые плоскости цветных фотографий или монохромных баннеров. Печать осуществлена на материалах дружественных не только зрению, но и осязанию. Ничто не должно помешать человеку, заглянуть в окно Гения.
Цветной пласт визаульного ряда выставки – серия замечательных работ известного фотохудожника Ивана Бойко (Россия). Снимая места, где жили и творили великие писатели, фотомастер использовал столь редкую и нестандартную сегодня технику – камеру-обскуру*. Несмотря на то, что процесс съемки был старинным – а это, безусловно, придает фотографическим полотнам особый колорит и глубину – на качестве работ это ни коим образом не сказалось, ведь процесс обработки фотографий был самым современным
Ка?мера-обску?ра (camera obscura «тёмная комната» лат.) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства.
Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты.
Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу. Многие художники (например Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок.
Получить дополнительную информацию можно в Пресс-службе Государственного музея А.С. Пушкина по тел.: (495) 637-7339 (сл.), или эл. почте: prpushkin@mail.ru
|