пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Выставка «Место Гения» («Lieu du Genie»)

выставка история искусства Наследие
  дата: 08.06.2010 - 19.09.2010
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Государственный музей А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)
  организатор: Государственный музей А.С. Пушкина
  контакты: prpushkin@mail.ru
  ссылки: Подробнее на pushkinmuseum.ru
Сайт Якоб Кнапп
Подробнее об инсталляции на сайте Якоб Кнапп
  масштабная выставка, представляющая дома-музеи выдающихся русских и французских писателей: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Льва Толстого, Михаила Шолохова, Жорж Санд, Гюстава Флобера, Жюля Верна, Артюра Рембо, Луи Арагона и Эльзы Триоле
 
Выставка «Место Гения» («Lieu du Genie»). Зал Александра Пушкина (Москва, Михайловское)
Выставка «Место Гения» («Lieu du Genie»). Зал Александра Пушкина (Москва, Михайловское)
Выставка «Место Гения» («Lieu du Genie»). Зал Артюра Рембо (Шарлевиль)
Выставка «Место Гения» («Lieu du Genie»). Зал Артюра Рембо (Шарлевиль)
пресс-релиз:

Современному человеку трудно понять прошлое, почувствовать время Жорж Санд или Шолохова. Это напоминает попытку заглянуть в окно заброшенного дома, сквозь пыль и копоть на старых стеклах. Каким был план Михайловского при Пушкине? Что вспомнил бы о Шарлевиле Рембо? Мы щуримся, пытаясь угадать обстановку кабинета, разглядеть очертания домов, увидеть что-то в перспективах аллей…

Пространство экспозиции решено большими плоскостями цветных фотографий и чёрно-белой графики. Каждому писателю посвящён собственный зал.

Серия монотипий художницы Якоб Кнапп (Германия), использованная для баннеров в экспозиции «Место Гения» передает все напряжение этого вглядывания. Якоб Кнапп, по образованию – архитектор и реставратор. Именно поэтому ей так близка графика. Поэтому она с таким интересом исследует в своих работах старинные карты и планы. Живописная техника графических листов, сделанных по прорисям планов и карт полна «случайностей» и наложений. Изображение пробивается к нам сквозь шум и копоть времени. Бархатный черный тон типографской краски, мягкость линий сродни темноте углов и размытости очертаний снимков камерой обскурой. Объективен ли снимок сквозь «грязное стекло»? И все же за планами стоит структура ландшафта, которую не так легко стереть, именно эти озера и холмы видел Пушкин, эти ущелья зарисовывал Лермонтов…

Монтируя к картам планы усадебных парков или домов, накладывая рисунки яхт, совмещая чертежи разных лет, художница воспроизводит дух писательских набросков на полях, путевых заметок, создает «дневник путешественника в прошлое».

Путешествие во времени начинается с карты Европы, где подписаны наши остановки – Михайловское, Тарханы, Круассе, Кротуа, Ясная Поляна, Пуан, Вёшенская, Сэн-Арну-ан-Ивлин… Завершает цикл странствий большой план Парижа – символического места встречи всех Гениев. Того Парижа куда так стремился «Француз» Пушкин, наведывался Шолохов, где жил Тургенев, из которого бежал Флобер…

По воле художницы план французской столицы наполнен голосами писателей – их цитатами. «...Вот он, Париж, вот прекрасный Париж, который представлялся тебе полным чудес! Смотри, вот он расстилается перед тобой, почерневший от дождя и грязи, шумный, зловонный, стремительный, как поток сточной канавы! Вот тот обещанный тебе праздник жизни, блестящий и благоухающий…» (Ж.Санд «Индиана»).

По контрасту с этим метафорическими шумом и грязью, экспозиционные приемы, тем не менее, оставляют ощущение покоя и незамутненности. Сознательно оставлены открытыми подлинные фрагменты стен старой московской усадьбы XIX века – в особняке Государственного музея А.С. Пушкина, где разместилась выставка. В пространстве работают большие простые плоскости цветных фотографий или монохромных баннеров. Печать осуществлена на материалах дружественных не только зрению, но и осязанию. Ничто не должно помешать человеку, заглянуть в окно Гения.

Цветной пласт визаульного ряда выставки – серия замечательных работ известного фотохудожника Ивана Бойко (Россия). Снимая места, где жили и творили великие писатели, фотомастер использовал столь редкую и нестандартную сегодня технику – камеру-обскуру*. Несмотря на то, что процесс съемки был старинным – а это, безусловно, придает фотографическим полотнам особый колорит и глубину – на качестве работ это ни коим образом не сказалось, ведь процесс обработки фотографий был самым современным

Ка?мера-обску?ра (camera obscura «тёмная комната» лат.) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты.

Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу. Многие художники (например Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок.

 

Получить дополнительную информацию можно в Пресс-службе Государственного музея А.С. Пушкина по тел.: (495) 637-7339 (сл.),  или эл. почте: prpushkin@mail.ru



Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter