пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Брандмауэры как петербургская особенность

круглый стол арт-лайф Арт
  дата: 28.10.2010 17:00
  страна: Россия
  город: Санкт-Петербург
  место: Санкт-Петербургский Дом Архитектора (особняк А.А. Половцова)
ул. Большая Морская, д. 52.
  организатор: Санкт-Петербургский Союз архитекторов, секция «Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры»
  контакты: Рафаэль Маратович Даянов: (812) 275-44-08; e-mail: rzippa@mail.ru
  ссылки: www.arcunion.ru
  Брандмауэры: будущее монументальной пропаганды, экспансия дизайнеров или террор граффитистов? Очередное заседание секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры»
 
Кристианна и Герд Нейхауз. ФЕНИКС. (Шарлоттенбург, Берлин. Винтерштайн штрассе, 20). 1989 г.
Кристианна и Герд Нейхауз. ФЕНИКС. (Шарлоттенбург, Берлин. Винтерштайн штрассе, 20). 1989 г.
28 октября. Бронзовый зал. Доклад Александра Добровольскогой. Фото: Р. Даянов
28 октября. Бронзовый зал. Доклад Александра Добровольскогой. Фото: Р. Даянов
Угол 15 и 16 линий Васильевкого Острова и реки Смоленки. Фото: Владимир Михайлов.
Угол 15 и 16 линий Васильевкого Острова и реки Смоленки. Фото: Владимир Михайлов.
Дворец творчества юных на ул. Егорова. Фото: Владимир Михайлов.
Дворец творчества юных на ул. Егорова. Фото: Владимир Михайлов.
Перекресток Чкаловского пр. и Пионерской ул. Фото: Владимир Михайлов.
Перекресток Чкаловского пр. и Пионерской ул. Фото: Владимир Михайлов.
Рифкат Багаутдинов. Панно РЕВОЛЮЦИЯ. Ленинград, пр. Стачек, 6. 1965 г.
Рифкат Багаутдинов. Панно РЕВОЛЮЦИЯ. Ленинград, пр. Стачек, 6. 1965 г.
Граффити «Город» на ул. Ленина 10, июль 2009. Мастерская «33 плюс 1», Фото: 33plus1.ru
Граффити «Город» на ул. Ленина 10, июль 2009. Мастерская «33 плюс 1», Фото: 33plus1.ru
связанные события:
10.11.2011 18:00
круглый стол

Дачи начала ХХ века в Комарово и Зеленогорске: право на жизнь или смертный приговор?
11.10.2010 17:00
круглый стол

Новая архитектура центра Петербурга. Архитектурный традиционализм: консерватизм, оппозиция, прогресс?
29.04.2010 17:00
круглый стол

Военная архитектура. Воинские захоронения Первой мировой войны
пресс-релиз:

Итоги

Будущее петербургских брандмауэров
Художники и архитекторы приняли резолюцию по итогам заседания в Доме архитектора

«Брандмауэры как петербургская особенность: будущее монументальной пропаганды, экспансия дизайнеров или террор граффитистов?» – эта тема была многогранно представлена и рассмотрена 28 октября в Бронзовом зале Санкт-Петербургского Дома архитектора на совместном заседании Секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Секции монументального искусства Союза художников Санкт-Петербурга.
Ведущие художники, архитекторы и их молодые коллеги размышляли о будущем брандмауэров Петербурга и о том, всегда ли имеет смысл подвергать художественным трансформациям брандмауэры и связанные с ними пространства. Ключевыми оказались вопросы, каков художественный потенциал современного монументального искусства, оживающего в историческом ландшафте города, и как обеспечить системный подход к этому процессу, включая финансовую стратегию. Не раз звучала обеспокоенность по поводу отсутствия сегодня в Петербурге должности главного художника города, без которого невозможна  разработка и реализация целостной внутригородской политики в сфере монументального искусства.
Все доклады были богато снабжены визуальными материалами. Специально к заседанию была приурочена выставка работ художников-монументалистов, развёрнутая в соседнем зале.
Заседание вёл председатель Секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» Рафаэль Даянов. Он предварил доклады участников кратким экскурсом в богатую историю настенных росписей, которая тянется от наскальных рисунков ледникового периода, древнеегипетских стенных росписей, фресок мастеров Ренессанса к настенной живописи Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса и сегодня продолжает свою жизнь в многообразии форм и направлений. Р. Даянов представил фотографии брандмауэров и фасадов, сделанные им в Берлине и других городах Германии, и рассказал об эволюции и типологии берлинских настенных росписей последних десятилетий. 

Художник-монументалист Мария Ермакова выступила с темой «ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТРЕЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ». В докладе был дан обзор существующих в мире современных направлений – разнообразных форм стрит-арта, 3D-искусства, опт-арта и др. Говоря об архитектурных особенностях петербургских брандмауэров и о специфике вхождения монументально-декоративного искусства в историческую среду Санкт-Петербурга, М. Ермакова подчеркнула необходимость привлечения первоклассных специалистов для работы в этой сфере.

Художник Александр Шевардин, использующий новые технологии декоративного оформления фасадов зданий, представил собственный практический опыт в докладе «ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». Здесь, в городе парадных фасадов и страшных дворов, можно играть с темой «лица» и «изнанки», решая художественными средствами проблемы внутриквартальных пространств. Однако бич всех творческих идей – минимальное финансирование, которого хватает лишь на малобюджетные росписи, часто силами дилетантов. В историческом центре города, где каждый дом уникален, где нельзя нарушать единство архитектурного ансамбля, под росписи можно отдавать только внутридворовые пространства – и лишь силами профессионалов.
Доклад молодых художников Алексея Головина и Арсения Фоминых назывался «НЕОАКАДЕМИЧЕСКИЕ ИДЕИ МОНУМЕНТАЛИЗМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА» и включал «примерку» их собственных проектов росписей на торцевые поверхности зданий в исторической застройке города. Сегодня эти торцы либо пустуют, либо отданы под рекламу, часто безвкусную и вовсе не вписывающуюся в архитектурное пространство Петербурга.

Художник и скульптор Юрий Селиванов представил доклад «ИДЕИ ОБЪЕМНЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». На примере собственных композиций игрового и ландшафтного назначения художник обосновывал пути целостного решения сложного пространства – плоскости брандмауэра и примыкающего к нему внутридворового объёма.
Монументалист Иван Несветайло – сторонник нефигуративного декорирования архитектуры. Считая такой подход актуальным в условиях визуально насыщенной городской среды, он выступил с докладом «АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫХ СИТУАЦИЙ «СТАРОГО» ГОРОДА». Художник показал шкалу художественных приёмов настенных росписей – от простейшего колористического структурирования до сложных монументальных «картин».
Александр Добровольский – монументалист и скульптор, разрабатывающий синтетический тип художественного образа, для которого характерен выход за пределы плоскости в трёхмерный объём. В докладе «ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ МОНУМЕНТАЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» А. Добровольский обобщил свой опыт на примере Сквера Андрея Петрова с символическими скульптурами внутри междомового пространства, а также на примере неосуществленных проектов, решенных в символическом ключе и отражающих исторический контекст. Художник констатировал печальный факт: сегодня не найти финансирования для реализации идей, содержащих серьёзную концепцию и заставляющих думать, зато на гламур и глянец деньги заказчика находятся легко.

Представитель граффитистов Александр Григорьев (сотрудник «Архитектурной мастерской М. Мамошина») предварил своё сообщение провокационным эпиграфом «Граффити + вандализм = любовь» и однозначно определил граффити как признанное во всём мире полноценное искусство, использующее целый арсенал средств и новых технологий. В России это движение возникло лишь около десяти лет назад и повторяет западный процесс развития граффити. А значит, у нас ещё всё впереди…
Директор Регионального архитектурно-художественного фонда Санкт-Петербурга Виктор Сиваков продемонстрировал реализованные решения брандмауэров (в т.ч. брандмауэр – памятник женщинам-блокадницам, бойцам МПВО на Кронверкском пр.), а также неисполненные проекты, одухотворённые петербургскими образами и темами – театральными, литературными, историческими. В. Сиваков вслед за другими участниками заседания высказал сожаление в связи с отсутствием общегородской политики в области монументального искусства. Такая ситуация приводит к тому, что облик города зависит от вкуса спонсоров, которые выделяют средства лишь на те проекты, которые принесут им дивиденды.
Один из организаторов заседания от Союза художников Владимир Михайлов  выступил с докладом «ОБЗОР АРХИТЕКТУРНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НЕСУЩИХ В СЕБЕ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ». В. Михайлов с фотоаппаратом в руках обследовал центральные районы Петербурга с точки зрения потенциальных ситуаций для решения городского пространства, включающего брандмауэры. Таких мест оказалось более 180. Они отвечают двум критериям: пространственности (произведение должно быть визуально читаемым с достаточного расстояния) и социальной востребованности (должно иметь достаточное количество «зрителей»). Докладчик разделил их на 4 группы: сверхбольшие, большие и небольшие уличные, внутриквартальные и зоны новостроек в исторической части города. Он обратил внимание на разнообразие градостроительных и архитектурных ситуаций внутри этих групп, образующих специфические подгруппы, требующие различного уровня изобразительных решений. Особое внимание В. Михайлов обратил на то, что многие исторически сложившиеся пространства с брандмауэрами самодостаточны, полны своей поэзии и не требуют вмешательства.

Обсуждение докладов вылилось в заинтересованную и горячую дискуссию. В ней участвовали художники, архитекторы, представители КГА, искусствоведы, журналисты, студенты, горожане, которых волнуют градостроительные проблемы.

Представители КГА Андрей Жилин (начальник Отдела эстетики и дизайна городской среды) и Юрий Васильев (главный художник Адмиралтейского района) заняли осторожную позицию относительно вхождения искусства на брандмауэры. Ю. Васильев привел красноречивые слова Николая Анциферова о живой и самоценной красоте петербургских брандмауэров. А по поводу граффити, заполняющих стены зданий, А. Жилин высказался определённо: это процесс деструктивный, бесконтрольный, в то время как Петербург – город концептуальный, не допускающий анархического вторжения, поэтому место для граффити – в новых районах города.
По многочисленным предложениям участников и гостей заседания было решено составить протокол заседания и внести в него главные заключения.

Протокол содержит следующие выводы:
1. Современный этап выхода искусства на брандмауэры отвечает потребностям формирования городской гуманизированной среды, но, в отличие от этапа политизированной декларативности 1960-80-х годов, должен быть культурно ориентированным.
2. Необходимы разработка и осуществление политики художественного вхождения на стены «старой» части Петербурга, которая могла бы включать:
- обоснование размещения стенописных объектов;
- перспективное их планирование;
- гармонизацию художественных акцентов общегородского, районного и муниципального уровня;
- учет и согласование инициативных предложений;
- привлечение необходимых административных и материальных ресурсов.
Политику художественного вхождения на брандмауэры должен возглавлять главный художник города, должность которого необходимо восстановить.
3.  Очевидный художественный потенциал брандмауэров в Санкт-Петербурге может быть раскрыт и реализован только при комплексном средовом подходе, учитывающем градостроительные, историко-культурные, архитектурные и изобразительные аспекты. Бессистемные инициативы порождают визуальный и смысловой хаос, противоречащий высокому уровню архитектурной организации среды Петербурга.
4. Инициативные проектные предложения по теме искусства на брандмауэрах могут быть собраны на специальной выставке в 2011 г., организацию которой берет на себя группа художников-монументалистов, членов СПбСХ.
5. В связи с проблемами художественного качества некоторых стенописных произведений и перспективой создания новых (и не только в исторической части города) актуально создание городского совета по монументальному искусству. С соответствующей инициативой необходимо выступить Санкт-Петербургскому Союзу художников.
6. Упорядочение системы создания произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге ставит на повестку дня необходимость проведения художественных конкурсов при создании новых архитектурных объектов, важной частью которых может стать монументально-декоративное искусство. Это особенно касается станций метро, общественных и культурных зданий, при создании которых последние два десятилетия царило полное отсутствие какой-либо конкурентности. 

Протокол заседания решено направить руководству Комитета по градостроительству и архитектуре, а также в другие городские структуры, ответственные за перспективы решения проблем брандмауэров Петербурга.

 

Предварительная информация

Вхождение монументально-декоративного искусства в историческую среду Санкт-Петербурга, история и возможные перспективы этого явления – такова центральная тема заседания. Его участники – ведущие художники-монументалисты, скульпторы, а также их молодые коллеги – помогут найти ответ на вопрос, какой художественный потенциал заключен в искусстве современных монументалистов, оживающем в пространстве «старой» части города.

Участники заседания и темы докладов:

  • Ермакова М. В. Монументалист и художник интерьеров. Работает в сфере проектирования среды. Сторонник бескомпромиссного синтеза архитектуры и искусства.
    ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТРЕЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ.
  • Симина С. М., Шевардин А. В. Монументалисты. Используют новые технологии декоративного оформления фасадов зданий. Активно работают в интерьере и экстерьере. 
    ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
  • Головин А. К., Фоминых А. А. Молодые члены секции монументального искусства СПб СХ. В своем творчестве используют потенциал школ как академического и реалистического направлений, так и направлений новейшего времени.
    НЕОАКАДЕМИЧЕСКИЕ ИДЕИ МОНУМЕНТАЛИЗМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА.
  • Селиванов Ю. Б. Монументалист и скульптор. Ориентирован на объемно-пространственные решения проблем среды. Свои идеи в основном реализовал в Европе.
    ИДЕИ ОБЪЕМНЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
  • Несветайло И. В. Монументалист. Тяготеет к нефигуративному декорированию архитектуры. В условиях визуально насыщенной городской среды считает такой подход актуальным.
    АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫХ СИТУАЦИЙ «СТАРОГО» ГОРОДА.
  • Добровольский А. Ю. Монументалист и скульптор. Разрабатывает синтетический тип художественного образа. Последние годы много работает с городской средой.
    ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ МОНУМЕНТАЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
  • Михайлов В. М. Монументалист. Работает в границах неоклассической образности монументального искусства. Использует средства сграффито, керамической росписи, витража, гобелена, темперной росписи и других классических видов и техник монументального искусства.
    ОБЗОР АРХИТЕКТУРНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НЕСУЩИХ В СЕБЕ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ.


 

Ведёт заседание председатель секции РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ.

  файлы:
  Планы секции на сентябрь-декабрь 2010


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter