brandmauery-kak-peterburgskaya-osobennost

пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Брандмауэры как петербургская особенность

круглый стол арт-лайф Арт
  дата: 28.10.2010 17:00
  страна: Россия
  город: Санкт-Петербург
  место: Санкт-Петербургский Дом Архитектора (особняк А.А. Половцова)
ул. Большая Морская, д. 52.
  организатор: Санкт-Петербургский Союз архитекторов, секция «Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры»
  контакты: Рафаэль Маратович Даянов: (812) 275-44-08; e-mail: rzippa@mail.ru
  ссылки: www.arcunion.ru
  Брандмауэры: будущее монументальной пропаганды, экспансия дизайнеров или террор граффитистов? Очередное заседание секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры»
 
связанные события:
  10.11.2011 18:00
круглый стол

Дачи начала ХХ века в Комарово и Зеленогорске: право на жизнь или смертный приговор?
  11.10.2010 17:00
круглый стол

Новая архитектура центра Петербурга. Архитектурный традиционализм: консерватизм, оппозиция, прогресс?
  29.04.2010 17:00
круглый стол

Военная архитектура. Воинские захоронения Первой мировой войны
пресс-релиз:

Итоги

Будущее петербургских брандмауэров
Художники и архитекторы приняли резолюцию по итогам заседания в Доме архитектора

«Брандмауэры как петербургская особенность: будущее монументальной пропаганды, экспансия дизайнеров или террор граффитистов?» – эта тема была многогранно представлена и рассмотрена 28 октября в Бронзовом зале Санкт-Петербургского Дома архитектора на совместном заседании Секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Секции монументального искусства Союза художников Санкт-Петербурга.
Ведущие художники, архитекторы и их молодые коллеги размышляли о будущем брандмауэров Петербурга и о том, всегда ли имеет смысл подвергать художественным трансформациям брандмауэры и связанные с ними пространства. Ключевыми оказались вопросы, каков художественный потенциал современного монументального искусства, оживающего в историческом ландшафте города, и как обеспечить системный подход к этому процессу, включая финансовую стратегию. Не раз звучала обеспокоенность по поводу отсутствия сегодня в Петербурге должности главного художника города, без которого невозможна  разработка и реализация целостной внутригородской политики в сфере монументального искусства.
Все доклады были богато снабжены визуальными материалами. Специально к заседанию была приурочена выставка работ художников-монументалистов, развёрнутая в соседнем зале.
Заседание вёл председатель Секции «Реставрация, реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» Рафаэль Даянов. Он предварил доклады участников кратким экскурсом в богатую историю настенных росписей, которая тянется от наскальных рисунков ледникового периода, древнеегипетских стенных росписей, фресок мастеров Ренессанса к настенной живописи Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса и сегодня продолжает свою жизнь в многообразии форм и направлений. Р. Даянов представил фотографии брандмауэров и фасадов, сделанные им в Берлине и других городах Германии, и рассказал об эволюции и типологии берлинских настенных росписей последних десятилетий. 

Художник-монументалист Мария Ермакова выступила с темой «ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТРЕЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ». В докладе был дан обзор существующих в мире современных направлений – разнообразных форм стрит-арта, 3D-искусства, опт-арта и др. Говоря об архитектурных особенностях петербургских брандмауэров и о специфике вхождения монументально-декоративного искусства в историческую среду Санкт-Петербурга, М. Ермакова подчеркнула необходимость привлечения первоклассных специалистов для работы в этой сфере.

Художник Александр Шевардин, использующий новые технологии декоративного оформления фасадов зданий, представил собственный практический опыт в докладе «ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». Здесь, в городе парадных фасадов и страшных дворов, можно играть с темой «лица» и «изнанки», решая художественными средствами проблемы внутриквартальных пространств. Однако бич всех творческих идей – минимальное финансирование, которого хватает лишь на малобюджетные росписи, часто силами дилетантов. В историческом центре города, где каждый дом уникален, где нельзя нарушать единство архитектурного ансамбля, под росписи можно отдавать только внутридворовые пространства – и лишь силами профессионалов.
Доклад молодых художников Алексея Головина и Арсения Фоминых назывался «НЕОАКАДЕМИЧЕСКИЕ ИДЕИ МОНУМЕНТАЛИЗМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА» и включал «примерку» их собственных проектов росписей на торцевые поверхности зданий в исторической застройке города. Сегодня эти торцы либо пустуют, либо отданы под рекламу, часто безвкусную и вовсе не вписывающуюся в архитектурное пространство Петербурга.

Художник и скульптор Юрий Селиванов представил доклад «ИДЕИ ОБЪЕМНЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». На примере собственных композиций игрового и ландшафтного назначения художник обосновывал пути целостного решения сложного пространства – плоскости брандмауэра и примыкающего к нему внутридворового объёма.
Монументалист Иван Несветайло – сторонник нефигуративного декорирования архитектуры. Считая такой подход актуальным в условиях визуально насыщенной городской среды, он выступил с докладом «АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫХ СИТУАЦИЙ «СТАРОГО» ГОРОДА». Художник показал шкалу художественных приёмов настенных росписей – от простейшего колористического структурирования до сложных монументальных «картин».
Александр Добровольский – монументалист и скульптор, разрабатывающий синтетический тип художественного образа, для которого характерен выход за пределы плоскости в трёхмерный объём. В докладе «ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ МОНУМЕНТАЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» А. Добровольский обобщил свой опыт на примере Сквера Андрея Петрова с символическими скульптурами внутри междомового пространства, а также на примере неосуществленных проектов, решенных в символическом ключе и отражающих исторический контекст. Художник констатировал печальный факт: сегодня не найти финансирования для реализации идей, содержащих серьёзную концепцию и заставляющих думать, зато на гламур и глянец деньги заказчика находятся легко.

Представитель граффитистов Александр Григорьев (сотрудник «Архитектурной мастерской М. Мамошина») предварил своё сообщение провокационным эпиграфом «Граффити + вандализм = любовь» и однозначно определил граффити как признанное во всём мире полноценное искусство, использующее целый арсенал средств и новых технологий. В России это движение возникло лишь около десяти лет назад и повторяет западный процесс развития граффити. А значит, у нас ещё всё впереди…
Директор Регионального архитектурно-художественного фонда Санкт-Петербурга Виктор Сиваков продемонстрировал реализованные решения брандмауэров (в т.ч. брандмауэр – памятник женщинам-блокадницам, бойцам МПВО на Кронверкском пр.), а также неисполненные проекты, одухотворённые петербургскими образами и темами – театральными, литературными, историческими. В. Сиваков вслед за другими участниками заседания высказал сожаление в связи с отсутствием общегородской политики в области монументального искусства. Такая ситуация приводит к тому, что облик города зависит от вкуса спонсоров, которые выделяют средства лишь на те проекты, которые принесут им дивиденды.
Один из организаторов заседания от Союза художников Владимир Михайлов  выступил с докладом «ОБЗОР АРХИТЕКТУРНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НЕСУЩИХ В СЕБЕ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ». В. Михайлов с фотоаппаратом в руках обследовал центральные районы Петербурга с точки зрения потенциальных ситуаций для решения городского пространства, включающего брандмауэры. Таких мест оказалось более 180. Они отвечают двум критериям: пространственности (произведение должно быть визуально читаемым с достаточного расстояния) и социальной востребованности (должно иметь достаточное количество «зрителей»). Докладчик разделил их на 4 группы: сверхбольшие, большие и небольшие уличные, внутриквартальные и зоны новостроек в исторической части города. Он обратил внимание на разнообразие градостроительных и архитектурных ситуаций внутри этих групп, образующих специфические подгруппы, требующие различного уровня изобразительных решений. Особое внимание В. Михайлов обратил на то, что многие исторически сложившиеся пространства с брандмауэрами самодостаточны, полны своей поэзии и не требуют вмешательства.

Обсуждение докладов вылилось в заинтересованную и горячую дискуссию. В ней участвовали художники, архитекторы, представители КГА, искусствоведы, журналисты, студенты, горожане, которых волнуют градостроительные проблемы.

Представители КГА Андрей Жилин (начальник Отдела эстетики и дизайна городской среды) и Юрий Васильев (главный художник Адмиралтейского района) заняли осторожную позицию относительно вхождения искусства на брандмауэры. Ю. Васильев привел красноречивые слова Николая Анциферова о живой и самоценной красоте петербургских брандмауэров. А по поводу граффити, заполняющих стены зданий, А. Жилин высказался определённо: это процесс деструктивный, бесконтрольный, в то время как Петербург – город концептуальный, не допускающий анархического вторжения, поэтому место для граффити – в новых районах города.
По многочисленным предложениям участников и гостей заседания было решено составить протокол заседания и внести в него главные заключения.

Протокол содержит следующие выводы:
1. Современный этап выхода искусства на брандмауэры отвечает потребностям формирования городской гуманизированной среды, но, в отличие от этапа политизированной декларативности 1960-80-х годов, должен быть культурно ориентированным.
2. Необходимы разработка и осуществление политики художественного вхождения на стены «старой» части Петербурга, которая могла бы включать:
- обоснование размещения стенописных объектов;
- перспективное их планирование;
- гармонизацию художественных акцентов общегородского, районного и муниципального уровня;
- учет и согласование инициативных предложений;
- привлечение необходимых административных и материальных ресурсов.
Политику художественного вхождения на брандмауэры должен возглавлять главный художник города, должность которого необходимо восстановить.
3.  Очевидный художественный потенциал брандмауэров в Санкт-Петербурге может быть раскрыт и реализован только при комплексном средовом подходе, учитывающем градостроительные, историко-культурные, архитектурные и изобразительные аспекты. Бессистемные инициативы порождают визуальный и смысловой хаос, противоречащий высокому уровню архитектурной организации среды Петербурга.
4. Инициативные проектные предложения по теме искусства на брандмауэрах могут быть собраны на специальной выставке в 2011 г., организацию которой берет на себя группа художников-монументалистов, членов СПбСХ.
5. В связи с проблемами художественного качества некоторых стенописных произведений и перспективой создания новых (и не только в исторической части города) актуально создание городского совета по монументальному искусству. С соответствующей инициативой необходимо выступить Санкт-Петербургскому Союзу художников.
6. Упорядочение системы создания произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге ставит на повестку дня необходимость проведения художественных конкурсов при создании новых архитектурных объектов, важной частью которых может стать монументально-декоративное искусство. Это особенно касается станций метро, общественных и культурных зданий, при создании которых последние два десятилетия царило полное отсутствие какой-либо конкурентности. 

Протокол заседания решено направить руководству Комитета по градостроительству и архитектуре, а также в другие городские структуры, ответственные за перспективы решения проблем брандмауэров Петербурга.

 

Предварительная информация

Вхождение монументально-декоративного искусства в историческую среду Санкт-Петербурга, история и возможные перспективы этого явления – такова центральная тема заседания. Его участники – ведущие художники-монументалисты, скульпторы, а также их молодые коллеги – помогут найти ответ на вопрос, какой художественный потенциал заключен в искусстве современных монументалистов, оживающем в пространстве «старой» части города.

Участники заседания и темы докладов:

  • Ермакова М. В. Монументалист и художник интерьеров. Работает в сфере проектирования среды. Сторонник бескомпромиссного синтеза архитектуры и искусства.
    ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТРЕЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ.
  • Симина С. М., Шевардин А. В. Монументалисты. Используют новые технологии декоративного оформления фасадов зданий. Активно работают в интерьере и экстерьере. 
    ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
  • Головин А. К., Фоминых А. А. Молодые члены секции монументального искусства СПб СХ. В своем творчестве используют потенциал школ как академического и реалистического направлений, так и направлений новейшего времени.
    НЕОАКАДЕМИЧЕСКИЕ ИДЕИ МОНУМЕНТАЛИЗМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА.
  • Селиванов Ю. Б. Монументалист и скульптор. Ориентирован на объемно-пространственные решения проблем среды. Свои идеи в основном реализовал в Европе.
    ИДЕИ ОБЪЕМНЫХ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
  • Несветайло И. В. Монументалист. Тяготеет к нефигуративному декорированию архитектуры. В условиях визуально насыщенной городской среды считает такой подход актуальным.
    АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРНЫХ СИТУАЦИЙ «СТАРОГО» ГОРОДА.
  • Добровольский А. Ю. Монументалист и скульптор. Разрабатывает синтетический тип художественного образа. Последние годы много работает с городской средой.
    ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ МОНУМЕНТАЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
  • Михайлов В. М. Монументалист. Работает в границах неоклассической образности монументального искусства. Использует средства сграффито, керамической росписи, витража, гобелена, темперной росписи и других классических видов и техник монументального искусства.
    ОБЗОР АРХИТЕКТУРНЫХ СИТУАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НЕСУЩИХ В СЕБЕ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ.


 

Ведёт заседание председатель секции РАФАЭЛЬ ДАЯНОВ.

  файлы:
  Планы секции на сентябрь-декабрь 2010


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки