пресс-релиз:
". . .Идея подъема или побега вечно присутствует у Аввакумова в его повторяющемся мотиве приставных лестниц; лестница издревне была символом вознесения на небо. В качестве конструктивного элемента лестницы используются художником скорее в плане скульптурном и метафорическом, чем функциональном.
В произведении Аввакумова "Монумент Пожарной Эвакуации" 1988 года, спутанный пучок лестниц поднимается по поверхности некоего полупрозрачного экрана или стены. Его "Полярная Ось" 1987 года сконструирована как башня из лестниц, ограниченная с концов отражающими поверхностями, которые продолжают ее до бесконечности вниз и вверх. В "Монументе Баррикаде" 1989 года еще одна плотная горизонтальная масса лестниц лепится наподобие ограды по симметричной стене из ступеней; эти два способа подъема - приставная лестница и ступени - превращаются здесь в баррикаду.
Динамизм татлинского конструктивизма можно соотнести с революционным оптимизмом, а восприятие - с навязчивой идеей будущего, "с задачей, стоящей перед нами", как он выражался. В работе Аввакумова историческая ссылка и механизм сравнений и оглядки на прошлое используются таким образом, что выявляют скорее ощущение настоящего, зажатого между симметрично расположенными прошлым и будущим.
В противоположность динамичным и однонаправленным композициям Татлина с их траекторией вперед как в пространстве, так и в истории, конструкции Аввакумова всегда построены на визуальном и вербальном балансе альтернатив - конструктивистский проект сосуществует с соцреалистическим: средство к побегу зависает в воздухе, склеивается хрупкий карточный дом, тяжелый купол перевернут и превращен в воздушный шар. Если "Полярная Ось" отражает множество уровней подъема и спуска, то плотный сгусток "Баррикады" изображает границу, но в разнонаправленной конструкции все же воплощает ожидание бесконечного множества возможностей, которое и составляет тонкий пласт существования между будущим и прошлым".
Michael Govan "Temporary Monuments: ascent and descent". World Architecture ?15, London, 1991
. . ."Лестница, ведущая никуда" приобретает значение емкого символа. "Лестницу как таковую" (как сказали бы русские футуристы) Аввакумов рассматривает и так и эдак, внимательно и досконально, любуется неисчерпаемой многозначностью этой элементарной, в общем-то, формы. Она осознается архитипической и универсальной, являющейся одним из первоэлементов архитектуры и одним из ее символов, олицетворений - наряду с колонной и опирающейся на нее балкой, сводом, дверью, окном, очагом. Аввакумов использует в моделях маленькие (как игрушечные) лестницы или сооружает их в натуральную величину, иногда приносит в свои инсталляции настоящие приставные лестницы, стремянки. Все они никуда не ведут, но обязательно что-то значат. Одни из них напоминают неведомые археологические экспонаты или фрагменты крестьянской утвари, функции которой уже забыты. Другие - цирковой реквизит, раскачивающиеся, но не падающие как "ваньки-встаньки", лестницы для эквилибристов. Третьи совершенно "устраненно" размещены в пространстве или в сочетании с другими архитектурными формами. Четвертые - совсем обыкновенные, утилитарные, но помещенные в несвойственную им среду, как будто требуют заинтересованного внимания.
Аввакумов настойчиво напоминает о будто бы простом и общеизвестном, но делает это увлекательно и совсем по-своему. Его композиции, как отдельные строфы, складываются в "гимн лестнице". Невольно задумываешься, что без лестницы вообще нет архитектуры, что она, как колесо (по Аввакумову, колесо - свернутая в круг лестница), связывает пространства, позволяет сооружать этаж над этажом, дополняет строительные структуры диагональными и вообще косыми направлениями, осуществляет непрерывность пространственных связей через прерывистую, расчлененную на ступени форму.
Через демонстрацию неисчерпаемости пластических и образных потенций, которыми обладает такая простейшая архитектурная форма, как лестница, Аввакумов настойчиво напоминает нам, что форме в архитектурном творчестве должно принадлежать первое место".
Анатолий Стригалев "Бумажная архитектура из железа". Из каталога выставки "Временные монументы". ГРМ, С.Петербург, ГНИМА им. Щусева, Москва, 1992-93
|