пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Рудольф Штайнер - алхимик повседневности

выставка история искусства Наследие
  дата: 13.05.2010 - 03.10.2010
  страна: Германия
  город: Вольфсбург
  место: Kunstmuseum Wolfsburg Hollerplatz 1 38440 Wolfsburg
  организатор: Музей Дизайна Vitra в сотрудничестве с Музеем Искусств Вольфсбурга и Музеем Искусств Штутгарта
  ссылки: страница выставки на сайте Музея Дизайна Vitra
сайт Музея Искусств Вольфсбурга
  Rudolf Steiner – Alchemy of the Everyday
 
Западный фасад второго Гётеанума © Vitra Design Museum Photo: Deidi von Schaewen
Западный фасад второго Гётеанума © Vitra Design Museum Photo: Deidi von Schaewen
Рудольф Штайнер. 1905 © Dokumentation am Goetheanum, Dornach,  Photo: Otto Rietmann
Рудольф Штайнер. 1905 © Dokumentation am Goetheanum, Dornach, Photo: Otto Rietmann
Первый Гётеанум. 1913-1922  © Dokumentation am Goetheanum, Bildarchiv  Photo: Otto Rietmann
Первый Гётеанум. 1913-1922 © Dokumentation am Goetheanum, Bildarchiv Photo: Otto Rietmann
Рудольф Штайнер. Цветные спирали. Февраль 1921 © Rudolf Steiner Archiv, Dornach
Рудольф Штайнер. Цветные спирали. Февраль 1921 © Rudolf Steiner Archiv, Dornach
Рудольф Штайнер. «Во мне Бог – я в Боге». Рисунок на грифельной доске. 5 июля 1924. © Rudolf Steiner Archiv, Dornach
Рудольф Штайнер. «Во мне Бог – я в Боге». Рисунок на грифельной доске. 5 июля 1924. © Rudolf Steiner Archiv, Dornach
пресс-релиз:
Рудольф Штайнер по праву считается одним из наиболее влиятельных, а также одним из самых противоречивых реформаторов двадцатого века. Он был основателем вальдорфской педагогики и проповедником целостного подхода к системе Человек-Земля-Вселенная, который по сей день оказывает влияние на многие сферы нашей жизни. Биокосметика, повышенный интерес к вопросам окружающей среды и экологически чистые сельскохозяйственные продукты – вот лишь некоторые примеры. Штайнер вдохновлял многих художников, в их числе – Пит Мондриан, Василий Кандинский и Йозеф Бойс. Он был одним из пионеров «органической архитектуры» и разработал уникальное стилистическое направление в дизайне мебели. Выставка Музея Дизайна Vitra «Рудольф Штайнер – алхимик повседневности» представляет собой первую ретроспективу этого многогранного мыслителя и художника.

Самое выдающееся произведение архитектуры Штайнера – здание Гётеанум (1924-1928) в швейцарском городе Дорнах. Это здание само по себе можно рассматривать как веху в развитии архитектуры, поскольку при его строительстве для конструирования скульптурных форм столь впечатляющего размера впервые был использован бетон. Пожалуй, самый важный философский труд Штайнера – так называемая «Антропософия», в которой отражена идея тесной взаимосвязи человечества, природы и космоса через духовный мир, в существовании которого Штайнер не сомневался. Антропософия нашла сторонников по всему миру. Распространяя свои идеи, Штайнер прочитал свыше 5000 лекций и написал много книг – теперь они опубликованы в полном собрании сочинений Штайнера, которое насчитывает свыше 300 томов. Несколько сот вальдорфских школ, многочисленные медицинские клиники, терапевтические отделения, банковские учреждения и сотни ферм в разных уголках мира несут в себе отпечаток широкого распространения и восприятия идей Штайнера.

Выставка рассматривает многогранные труды Штайнера с точки зрения того периода, в который они были созданы. В контексте первого раздела выставки можно проследить, что на творчество Штайнера оказал влияние модернизм, а также кубизм и экспрессионизм. В этот период – около 1900 годов – многие идеи Штайнера распространялись другими участниками движения Lebensreform («Реформа жизни»). Второй раздел выставки демонстрирует, как из окружающей социальной и культурной среды Штайнер создает совершенно новую эстетику повседневности. Основываясь на многолетней работе по изучению наследия Гёте, он разработал принцип метаморфозы в архитектуре и дизайне, затем применил идеи Гёте в собственной теории цвета и дал начало новой художественной форме танца – эвритмике. В третьем, завершающем разделе, выставка показывает, как Штайнер реализовывал свои реформаторские идеи в конкретных аспектах повседневной жизни, стремясь к соединению искусства и жизни, которому Йозеф Бойс позднее дал определение «социальная скульптура».

Через обзор работ и влияния Штайнера выставка также обращает внимание на критику его идей – будь то «вальдорфская педагогика» или вера в существование «духовного мира». Но главным образом, выставка дает возможность работам Штайнера говорить за себя, таким образом, позволяя зрителю сформировать собственное мнение на основе соответствующего контекста. Для этого Музей Дизайна Vitra собрал беспрецедентную коллекцию артефактов, включая 45 предметов мебели, 46 моделей, 18 скульптур, свыше 100 оригинальных рисунков и планов, и множество дополнительных документов: от плакат до писем, написанных Штайнеру Францем Кафкой, Питом Мондрианом, Ричардом Нейтра и Эльзой Ласкер-Шулер.

Взаимное влияние работ Штайнера и времени, в которое он жил, в дальнейшем иллюстрируется редкими документами, включая ранние фильмы экспрессионистов, выдержки из кинохроник Wochenschau, работы Василия Кандинского, Лайонела Файнингера, Антонио Гауди, Эриха Мендельсона и Фрэнка Ллойда Райта. В числе важных экспонатов выставки представлены монументальные модели здания Гётеанума и двух многоугольных цветовых комнат, сконструированных Штайнером в 1913 году. Модели были реконструированы специально для выставки в масштабе, позволяющем посетителям зайти внутрь.

В целом, экспонаты выставки воссоздают образ человека, чье мировоззрение и эстетизм имели поляризующий эффект, и чье важное место в контексте истории культуры не подлежит сомнению. Ряд современных течений в дизайне и архитектуре, очевидно, были предугаданы Штайнером – в их числе процессы роста и органические формы как источник вдохновения для дизайнеров и архитекторов; интерес к этим темам сегодня возрождается. Во времена жарких споров по поводу экологической ответственности, поиска духовной истины и искаженной экономической системы целостное мировоззрение, которым обладал Штайнер, вновь обретает актуальность.

Куратор
Матео Крис (Mateo Kries), куратор выставки, изучал историю искусств и социологию. Работает в Музее Дизайна Vitra с 1995 года; с 2000 по 2006 гг. был директором берлинского филиала Музея. Курировал многочисленные тематические выставки Музея Дизайна Vitra, включая выставки, посвященные Мису ван дер Роэ, Иссею Мияки, арабской культуре. Крис является одним из основателей фестиваля Designmai, преподает теорию дизайна в качестве лектора и приглашенного профессора, автор ряда статей на темы, связанные с историей и теорией дизайна. В настоящее время является главным куратором и руководителем проектов Музея Дизайна Vitra.

Каталог
Выставка будет сопровождаться изданием 338-страничного каталога, в который войдут статьи, иллюстрированная биография и обширный каталог работ Штайнера. В числе авторов издания – историки искусства и архитектуры, в том числе Матео Крис, Вальтер Кюглер, Джулия Альтхаус, Филип Урспунг, Вольфганг Пент, Андреас Руби, Маркус Брюдерлин и другие. Каталог будет опубликован в двух версиях – на немецком и английском языке.

Турне выставки:
4 февраля – 22 мая 2011, Музей Искусств Штутгарта
Ноябрь 2011 – апрель 2012 Музей Дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне
Дальнейшая программа разрабатывается.

Время работы выставки в Вольфсбурге: ср-вс: 11:00 – 18:00/ вт: 11:00-20:00/ пн – выставка закрыта.

Спонсорство
Выставка спонсируется Немецким Федеральным Культурным Фондом, Wala, Фондом Mahle и lona Stichting

Большинство объектов, полученных во временное пользование для выставки, предоставлено Архивом Рудольфа Штайнера и фондом художественной коллекции Гётеанума, которые также оказали существенную помощь и информационную поддержку в подготовке выставке.

Параллельно данной ретроспективе в музее Вольфсбурга будет проходить выставка «Рудольф Штайнер и современное искусство».


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter