|
пресс-релиз:
Авторы: Андрей Чекмарёв Алексей Слёзкин
Дизайн: Руслан Сято
Архивные фотографии:
Фотоархив Института истории материальной культуры (ИИМК РАН), Санкт-Петербург
Фототека Государственный Музей архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР), Москва
Коллекция Михаила Мещанинова
Коллекция Виктора Антипова
Фотографии С.М.Прокудина-Горского
Паспорта на памятники архитектуры Министерства культуры РФ
Современные фотографии:
Андрей Чекмарёв
Алексей Слёзкин
Татьяна Ефремова
Михаил Гризли
Этери Базарова
Александр Ракитин
Наталья Чайкина
Елена Теркель
Сергей Караваев
Кирилл Яночкин
Сергей Некрасов
Александр Власов
Дмитрий Бондаренко
Александр Просветов
Дмитрий Куломзин
Татьяна Павлова
Дмитрий Пыстогов
Андрей Кириллов
Армен Арутюнов
Михаил Ильин
Сергей Никитин
«Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и усердным вандализмом несколько поколений свело на нет то, что создали их прадеды»
Барон Н.Н.Врангель «Помещичья Россия» (журнал «Старые годы», 1910 г.)
Согласно официальной статистике, Россия за последние десять лет потеряла свыше 2,5 тысяч памятников архитектуры. Это значит, по 250 памятников в год. И 25 тысяч за столетие, если отсчитывать в будущее от 1999 года и при этом допустить, что интенсивность утрат сохранится. Учитывая, что согласно той же статистике, сейчас в списках значится порядка 100 тысяч существующих памятников истории, культуры, архитектуры и археологии (из них свыше 25 тысяч – на федеральном уровне охраны), прощание с наследием может растянуться на четыре века…
Проблема в том, что все эти цифры не имеют никакого отношения к реальной ситуации с памятниками архитектуры в России. В статистику попадают зафиксированные утраты – те, что случились на виду, стали достоянием чиновников и журналистов. Это преимущественно утраты в городах. Сейчас нет недостатка в информации по исчезающим старым зданиям в Москве, Петербурге, других мегаполисах. Погибшие же памятники сельской России – рухнувшие и сгоревшие храмы, разобранные на кирпич усадьбы – сосчитать целиком невозможно в принципе, ибо, во-первых, до некоторых по-прежнему трудно добраться, во-вторых, на местах этим зачастую некому заниматься, и в-третьих, отдельные памятники – порой настоящие шедевры зодчества – до сих пор не включены ни в какие охранные списки. Так что подлинную статистику потерь в нынешней России никто не знает. Тем более что не всегда понятно, когда именно следует говорить об утрате памятника. Только ли когда от него не осталось совсем ничего. Или когда наблюдаем «отложенную кончину» – стоящие десятилетиями выпотрошенные руины.
Сегодня очевидно, что ХХ век был катастрофическим в судьбе архитектурного наследия России. Прошло почти столетие с начала очередного излома истории, сопровождавшегося разрушением вековых связей, отказом от традиционных ценностей и радикальным пересмотром прошлого. Уже давно, с 1920-х годов большая часть накопленных культурных ценностей оказалась чуждой и даже враждебной новым поколениям. На забвение и уничтожение были обречены дворянские усадьбы и памятники церковного искусства. Разрушительная волна набрала силу к началу 1930-х гг., в 1940-е гг. дополнилась военными утратами, а в 50-60- е – жертвами новых гонений на церковь. В итоге к концу советской эпохи безвозвратно исчезли с лица земли три четверти усадеб, еще больше – церквей, а большинство из уцелевших памятников превращены в руины. Относительно сохранившиеся были встроены в советскую инфраструктуру и отданы под интернаты, дома отдыха, школы или коммунальное жилье.
Наступившие в конце 1980-х гг. новые времена породили надежду на постепенное возрождение порушенного. Тогда открылись масштабы произошедшей культурной катастрофы, а образ «России, которую мы потеряли», занял центральное место в общественных переживаниях 90-х. Идеалистические мечтания, к сожалению, в очередной раз не выдержали столкновения с реальностью. А она сегодня такова, что необходимость бережной охраны и реставрации памятников старины снова приходится доказывать, порой в очень жесткой полемике.
На фоне преобладающего равнодушия к этой теме со стороны властей и бизнеса прогрессирует безразличие к наследию со стороны населения. Большинство людей не осознают ценности памятников, не знают их истории, не видят эстетических достоинств. Доставшиеся в наследство от советских времен тяжелые условия жизни в старых неремонтируемых зданиях сформировали у людей стойкую неприязнь к исторической застройке, ассоциирующейся (и часто вполне обоснованно) с ветхим жильем, подлежащим сносу. В этой ситуации позиция защитников старины не только не поддерживается, но и встречается враждебно, как препятствующая развитию, означающему обновление жизненной среды в соответствии с современными стандартами. Господствующий культ новизны входит в противоречие с эстетикой обветшавших старинных зданий.
Фонд памятников прошлого продолжает бездумно и необратимо растрачиваться. Агрессивное новое строительство уже нанесло серьезный урон Москве, Санкт-Петербургу, Самаре, Саратову, Нижнему Новгороду, Астрахани и другим городам. Практически уничтожен исторический центр Казани. Продолжают гореть в пожарах кварталы деревянной Вологды, деревянного Томска. Новая трагедия происходит сейчас с усадьбами, которые с развалом прежней хозяйственной инфраструктуры оказались брошены на произвол судьбы. Барские дома, пережившие революции и войны, разрушены в последние благополучные годы. Несмотря на интенсивное восстановление храмов, переданных православной церкви, многие памятники церковной архитектуры пока остаются бесхозными, особенно в вымирающих деревнях Русского Севера. Их разрушает время, ибо запас прочности пустующих руин уже подходит к концу.
На выставке показаны утраты разного времени, начиная с 1930-х гг., утраты уже произошедшие и еще только ожидаемые, но при этом, что страшно, неизбежные. Основной объем фотографий – памятники, полностью исчезнувшие или оказавшиеся под угрозой гибели в последние два десятилетия, на глазах ныне живущих поколений. Мониторинг состояния архитектурных памятников провинции ведется нами с начала 2000-х гг. в рамках плановой темы в НИИТИАГ «Красная книга российского архитектурного наследия». Его результаты, касающиеся усадебных утрат, регулярно публикуются в рубрике «Хроника вандализмов» серийного сборника ОИРУ «Русская усадьба» с 2002 г. В 2008 г. нами было создано Интернет-сообщество «Архитектурное наследие» (http://community.livejournal.com/arch_heritage/), некоторые участники которого любезно предоставили фотографии для этой экспозиции.
Об авторах:
Андрей Чекмарёв – искусствовед, старший научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), член правления Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), старший преподаватель МАрхИ
Алексей Слёзкин – историк архитектуры, старший научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), член правления Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ)
Открытие выставки состоится в рамках расширенного заседания Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) 30 ноября в понедельник в здании Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва, м. ВДНХ, ул. Космонавтов, д.2).
Подробнее о выставке и намечающемся мероприятии можно посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/501341.html http://community.livejournal.com/arch_heritage/473467.html http://community.livejournal.com/arch_heritage/465997.html
|