пресс-релиз:
Cокращенный вариант доклада д.арх. Э.П.Путинцева (НИИТАГ).
Разрешите напомнить некоторые общие данные. Понятие «Российский Север» следует определять как территориально-экономическое образование в Российской Федерации, функционирующее в экстремальных природно-климатических и медико-биологических условиях. 60% территории России – это зона Арктики, Крайнего Севера и районов с вечной мерзлотой. Население этих мест составляет 11 млн. человек. Перепад температур достигает 100ºС. Здесь сосредоточены 98% запасов газа, 80% нефти и газокондесата, гидроэнергии, алмазов, леса, основные запасы золота, редких и цветных металлов, громадные запасы ценнейших пород рыбы, пушнины и т.д., то есть всего того, что чрезвычайно востребовано в мире. И это данные только по обследованным территориям Севера!
Росийский Север необыкновенно велик. Но это не только географическое понятие, это целый комплекс взаимосвязанных проблем. В том числе это и проблемы освоения территорий, градостроительства, расселения, обустройства, а не только временного пребывания по принципу «прийти, забрать и уйти». По этим вопросам всегда существовало множество мнений, предлагались различные методы. Был, например, экспедиционный метод, когда из южных регионов на самолетах возили вахтовиков на две-три недели. Самолеты часто разбивались, люди жили в необустроенных помещениях – без воды, без канализации. Причем работа строилась по такому принципу на уровне государственной политики.
Раньше на зональных совещаниях-семинарах (Воркута - 1981 г., Стрежевой - 1982 г. Норильск - 1984 г., Магадан - 1986 г., Мурманск - 1988 г., Якутск - 1989 г.) выдвигались научно обоснованные предложения о необходимости внесения значительных изменений в документы, определяющие техническую политику в области проектирования, строительства и эксплуатации на территории Арктики и Крайнего Севера. Ведь в этих городах – Норильске, Мурманске, Магадане и т.д. - живут сотни тысяч человек, которых не принято брать в расчет. Это не просто пришлые люди, они там родились и являются патриотами Севера. Ликвидация Госкомсевера РФ, Госстроя РФ, а затем упразднение и Совета по проблемам Арктики и Крайнего Севера, привели к тому, что в начале ХХI века проблемы Севера оказались полузабыты, чему в немалой степени способствовали установки на временное пребывание людей на Севере. То есть фактически пропали все наработки, планы по улучшению условий жизни, быта северян.
В 2004 г. состоялось первое серьезное заседание в Салехарде, на котором было показано, что будущее России - это Север: Северный морской путь, колоссальные запасы открытых в последние годы нефтегазовых месторождений, алмазные копи и т.д. Поэтому пора прекратить превращать освоение Севера во временную прогулку за деньгами. Север – это место работы людей. Для Севера должны быть разработаны новые типы жилой среды со всеми видами благоустройства, зимними садами, бассейнами, широкой сетью бытового обслуживания, спортивными залами и т.д.
Микрогород Айхал, построенный у Северного полярного круга, с домами 17-метровой ширины, с теплыми улицами-галереями, связывающими всю инфраструктуру в единый организм, стал первым образцом нового подхода к организации жизни на Крайнем Севере. Население его увеличилось с 4-х до 40-ка тысяч человек. Там создано две среды – среда жилая, где температура 20-24ºС, и среда промежуточная, где температура 10-12ºС. Переход из жилой среды чрез промежуточную на улицу не так страшен, как выход из домов, где температура 25-30ºС (как в обычных «узких» домах), на -60ºС. Это же 90º перепада! Не всякий человек может это выдержать.
Колоссальные запасы, которые разрабатываются на Севере, и должны создать условия для улучшения быта северян. Нельзя строить везде одинаково. На Севере строили обычные типовые 11-метровые дома, но их продувало насквозь. Мы «топили небо». Нужно разрабатывать новые типы поселений, новые типы городов.
Теоретические рекомендации по дальнейшему развитию межселенных связей на Крайнем Севере и «экспедиционные методы освоения» себя не оправдали. На смену им пришел метод внутрирегиональной и межрегиональной вахты. Возникшие на Севере города Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Вуктыл, Ханты-Мансийск вместе с Магаданом, Норильском, Якутском стали базовыми городами для вахтового наступления на богатства Севера. Например, в Якутии Мирнинский ГОК по извлечению алмазов строился почти 7 лет, а Накынский ГОК методом внутрирегиональной вахты - 2 года. В поселках, существующих при Накыне, отлично устроен быт – есть столовые, больницы, хорошие квартиры и т.п.; все построено из современных материалов. При таких условиях люди не хотят с Севера уезжать.
Город и вахтовый поселок (куда люди приезжают на две-три недели, а потом едут домой), расположенные в одном регионе, позволяют оставлять все средства в данном регионе на освоение месторождений и создание социальной инфраструктуры, а не офисов в центральных городах и коттеджей управляющих компаний. Система создания межрегиональных и внутрирегиональных вахт – это будущее системы расселения на Севере. Будущее - за Северным морским путем и шельфами, за нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан. А это - новые города и поселки, новые типы домов, градостроительных приемов, новые транспортные потоки (железнодорожные и автомагистрали, авиалинии). И только при создании такой системы можно будет развивать на Севере промышленность по огранке алмазов, обработке золота, сжижению газа и т.д., а значит, экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию.
|