пресс-релиз:
1 августа 1984 года в редакции журнала Юность на пл. Маяковского открылась первая выставка с названием «Бумажная архитектура», впоследствии вошедшим в словарь отечественного искусства. Это явление в советской архитектуре С.О.Хан-Магомедов считал по значимости третьим после конструктивизма 20-х и неоклассицизма 30-х. Появившись вместе с участием молодых архитекторов в международных конкурсах архитектурных идей как реакция на застой в советской архитектуре 70-80-х годов, Бумажная Архитектура развилась в особый жанр современного изобразительного искусства, сочетающий черты архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.
За короткое время с 1981 по 1987 год проекты Бумажной Архитектуры завоевали более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии. Первые премии получали М.Белов, А.Бродский, И.Уткин, М.Филиппов, Ю.Аввакумов, Д.Буш, А.Хомяков, Д.Подъяпольский, М.Лабазов, А.Чельцов, Т.Кузембаев, Ю.Кузин и др. На волне перестройки выставки работ "бумажных архитекторов" прошли в галереях и музеях по всему миру, теперь их произведения есть не только в архитектурных музеях Москвы и Франкфурта, но и в музеях изобразительного искусства: МОМА в Нью-Йорке, Виктории и Альберта в Лондоне, и, что для нас важнее, в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве. Таким образом, Бумажная Архитектура оказалась вписана как в историю русской архитектуры последней четверти ХХ века, так и современного изобразительного искусства.
Последняя сборная выставка "Бумажная Архитектура. Alma Mater", включавшая около 100 работ более чем 50 авторов, состоялась в 1992 году в Московском Архитектурном Институте.
Яркий, хотя и кратковременный успех Бумажной Архитектуры на международной сцене продемонстрировал одновременно и силу одаренных творческих личностей, и общую культурную инерцию, которую эти силы так и не сумели окончательно преодолеть.
Инсталляция в галерее выполнена в форме картонного мавзолея, напоминающего одновременно и о Вавилонском зиккурате, который пытались возвести без общего плана разноязыкие строители, и о памятнике Щусева на Красной площади, рядом с которым четверть века назад принимали в пионеры. Утопическая идея построить башню до небес в одной отдельно взятой стране оказалась сказкой, бумажная архитектура так и осталась на бумаге, ее пионеры работают теперь на земных московских стройках, а их заоблачные фантазии упокоены в музейных собраниях. Юр. Аввакумов, куратор
|