пресс-релиз:
На выставке представлены уникальные материалы одной из интереснейших дизайнерских школ России, в полном объеме собран редкий архив знаков и логотипов, разрабатывавшихся для легкой промышленности. Архив собирался по крупицам, и полностью дан в каталоге выставки: «Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома. Школа, метод, характеры» / Составители: Дмитрий Горохов, Василий Цыганков / Обзорная статья: Елизавета Плавинская / Дизайн: Евгений Таборисский. Издатель: Дмитрий Горохов. — М., 2005 В книгу вошли более 230 знаков, разработанных в период с 1965 по 1995 годы. Многие знаки и сейчас функциональны, востребованы в фирменных стилях: на бирках, ценниках, ярлыках, этикетках работающих в Москве заводах и фабрик («Вымпел», «Салют»). Опубликованы наброски знаков и логотипов Михаила Шварцмана; собраны интервью его учеников: Александра Коноплева, Бориса Трофимова, Ольги Вельчинской, Игоря Тер-Аракеляна, Елены Трофимовой, Дмитрия Комиссарова и других.
«О Михаиле Шварцмане. Тогда не было понятия «дизайн-студия»; место, куда нас пригласили после института, называлось «Конструкторское бюро». Руководитель — Нина Георгиевна Беус, невероятного такта и мягкости человек в ведении дела, в отношениях — тонкий ценитель наших творческих удач и практически «мама» в различных проблемах. И главный художник — Михаил Шварцман.
Это бюро — одно из первых примеров творческой команды. Студия, которая не только требовала план работ, но и воспитывала своих дизайнеров. Были дни консультаций, когда приходили все. Каждый приносил эскизы и много идей. Все присутствовали и имели право голоса. Это была школа в полном смысле слова. Шварцман, тонкий и внимательный к каждому и к тебе лично, обращал внимание буквально на все: как ты одет, какая книга, настроение. Это становилось предметом долгих разговоров. Любые движения души им замечались. Книги — это особое отношение. Мы массу времени проводили у букинистов и покупали много книг и гравюр. Книги приносили и обсуждали... знаки на цинке немецкого средневековья, монограммы на золотых и серебряных сосудах, искусство коптов, рельефы Египта, греческие вазы... Материал рассматривался как культурный слой. Шварцман был невероятно одаренный человек... Он сам являл собой знак. Рассматривали геральдику. Помню, кто-то принес книгу «Английские замки XV-XVI веков в пригородах Лондона», и все детально разбирали каждый предмет, угол интерьера, роспись и декоративные шрифтовые надписи. Говорили много об иконе. Как свет передается, как строится ее световой знак... Росли все вместе, и такой подход формировался Шварцманом. Особое видение, особое отношение, особая атмосфера…».
Борис Трофимов
На вернисаже будет представлен и каталог-резоне (каталог всех произведений) Михаила Шварцмана, собранный и опубликованный Государственным Русским музеем при содействии Государственной Третьяковской галереи: «Михаил Шварцман» / Составители: Евгений Барабанов, Дмитрий Горохов, Надежда Федорова, Ираида Шварцман / Статьи: Евгения Петрова, Евгений Барабанов, Барбара Тиманн, Жак-Клод Маркадэ, Владимир Иванов / Издатель: Иосиф Киблицкий. — Государственный Русский музей: Palace Edition, 2005.
На выставке будет демонстрироваться фильм о художнике.
Официальный партнер выставки — компания Epson Выставочные модули отпечатаны на профессиональном широкоформатном принтере Epson Stylus PRO 9400
|