пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни»

круглый стол современная архитектура
  дата: 22.05.2009 14.00-16:00
  город: Москва
  адрес: Галерея ВХУТЕМАС
Москва, ул. Рождественка, 11 Тел.: (495) 624-29-24
  организатор: Ц:СА / Центр современной архитектуры
  контакты: [email protected]; +7 495 629 03 40
  ссылки: www.archcenter.org
  В рамках конкурса «Москва-река в Москве»
  пресса-статьи:
  Издалека долго // TATLIN , №3|51|74 2009
  Александр Острогорский. Подход к воде. Транспортная магистраль или плавучий театр: архитектурный конкурс определит будущее Москвы-реки // Ведомости , № 19 (154) 29 мая 2009
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2009/05/29/14753
  Дмитрий Фесенко. Москва-река как ресурс развития // Архитектурный Вестник , №4 (109) 2009
  Анна Герасименко. Сценарии для Москвы-реки , 24.05.2009
 
связанные события:
  19.06.2009 (пятница) 15:30 - 17:00
конференция

Пресс-конференция, посвященная подведению итогов архитектурного конкурса «Москва-река в Москве»
  12.05.2009
конкурс

Архитектурный Конкурс инновационных объектов на воде «МОСКВА-РЕКА В МОСКВЕ»
пресс-релиз:

22 мая 2009 в галерее ВХУТЕМАС в рамках конкурса «Москва-река в Москве» прошел круглый стол на тему «Москва-река как ресурс развития городской жизни», инициированный Ц:СА и Национальной Ассоциацией судовладельцев при поддержке Международной Академии Архитектуры отделение в Москве (МААМ), Евразия 
 
Во вступительном слове модератор круглого стола директор Ц:СА Ирина Коробьина озвучила основные темы дискуссии. В числе первоочередных вопросов, которые предстояло обсудить собравшимся, были обозначены: формулирование глобальных проблем современного состояния акватории Москвы-реки, выявление коренных причин их возникновения и поиск путей их скорейшего решения на высоком профессиональном уровне. Приглашенным к участию в дискуссии предлагалось высказать свое мнение относительно роли реки в развитии города, оценить перспективы и возможные стратегии активизации использования акватории, а также предложить возможные сценарии включения главной водной артерии столицы в городскую жизнь.  

Среди основных проблем акватории реки были названы отсутствие пешеходных набережных, обилие промзон, выходящих к реке, изоляция реки от глобального городского движения, полное невнимание к ее экологическому состоянию и тотальная эстетическая запущенность акватории. Вернуть реке жизнь, сделать ее одновременно прекрасной и функциональной вполне реально. Однако эта задача требует предельной профессиональной корректности и безусловной поддержки городских властей. О наличии столь необходимой поддержки уверенно заявил президент Национальной Ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский, сославшись на Постановление Правительства Москвы от 20 января 2009 года «О Концепции городской целевой программы создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием внутреннего водного транспорта на 2011 – 2013 гг.». 

Андрей Новогородский также отметил, что «конкурс «Москва – река в Москве» это наше предложение городу новых архитектурных, функциональных и экологических  решений строительства на воде, предложение, обеспеченное финансами, желанием сотрудничества и профессиональными кадрами».   

Участники круглого стола отметили, что одна из важнейших задач, стоящих перед профессионалами в деле возрождения реки – сделать ее единой, связанной водной артерией, превратить в градообразующий стержень столицы. Именно река может соединить воедино центр и периферийные районы города. 

Выступающие сошлись во мнении, что совершенно необходимо уделить особенное внимание состоянию набережных. Профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев, отметил, что, несмотря на то, что убрать в настоящее время автомобильное движение с набережных не представляется возможным, есть много вариантов устранить отрезанность реки от города. Он привел пример Чикаго, где аналогичную проблему решили при помощи кронштейнов и навесов над водой. 

Главный редактор журнала «Интерьер + Дизайн» Наталия Тимашева подробно остановилась на Париже как идеальной модели грамотного обращения с набережными, особо отметив, что в мировой архитектуре в настоящий момент приоритетной является именно экологичность градообразующих проектов, чего пока так не достает нашей столице. 

Вице-президент МААМ Михаил Хазанов назвал основной причиной бедственного состояния набережных «прагматизм в использовании реки: фабрикам и заводам очень удобно транспортировать грузы». Он также отметил, что «река – это самый крупномасштабный ландшафтный элемент города» и невнимание к ней просто преступно. 

Существует также потребность в обживании собственно самой реки – водной глади. Однако есть несколько серьезных камней преткновения. Главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Дмитрий Фесенко отметил, что акватория реки находится не в городской, а в федеральной собственности и согласование любых наводных сооружений – чрезвычайно сложная задача. Есть и до сих пор не отмененный запрет 30-х годов на движение лодок и судов в центральной части города. Сложилось мнение, что нарушится целостность городской среды и экологических параметров из-за внедрения лодок и дебаркадеров в акваторию реки. Причины последнего, в целом, ясны, так как имеющиеся в настоящее время наводные сооружения выходят за приемлемые эстетические рамки. 

Была поднята тема инновационной наводной архитектуры – универсальных речных судов, которые должны прийти на смену устаревшим дебаркадерам и задать новые функциональные и эстетические параметры развитию городской акватории. Созданию именно таких архитектурных объектов и посвящен объявленный Ц:СА / Центром современной архитектуры Конкурс, заказчиком которого является Национальная ассоциация судовладельцев. 

Главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов назвал систему подобных судов «урбанистической аквапунктурой» - единственным способом решить проблему реки. Хотя он и не верит в возможность оживить реку как полноценную артерию, тем не менее, видит выход из сложившейся ситуации именно в создании подобных отдельных точек социальной активности. 

Система инновационных дебаркадеров, если рассматривать ее как «многофункциональный конструктор», вполне сможет решить многие проблемы, связанные с осложненным движением в центре города, по мнению архитектора Владимира Юдинцева. 

Проектирование инновационных дебаркадеров, по мнению профессора МАРХИ Виталия Буйнова, – «это  прекрасная творческая, художественная задача», возможность создать новый тип архитектурных сооружений. 

Финальную точку в дискуссии поставил президент Союза архитекторов России Андрей Боков, снизивший накал футурологических мечтаний собравшихся, напомнив, что в настоящее время у столицы масса серьезных и безотлагательных градостроительных проблем, помимо акватории реки. Тем не менее, все равно надо действовать, и начинать стоит с малого. «Если мы перестанем сбрасывать тонны мусора, это уже будет существенный шаг, за которым наступит пора лодок и дебаркадеров». 

В ходе дискуссии стало очевидно, что хотя поиск путей решения проблем акватории реки участники круглого стола представляют по-разному, все едины в главном – проблема акватории Москвы-реки, безусловно, существует и требует скорейшего профессионального решения.  

Модератор:
Ирина Коробьина, директор Ц:СА / Центра современной архитектуры 

Участники:
А. Боков / президент Союза архитекторов России, академик РААСН, доктор архитектуры, заслуженный архитектор России, действительный член МААМ;
В. Буйнов / профессор Московского архитектурного института, член-корреспондент МААМ, член президиума правления Московского союза архитекторов
В. Глазычев / профессор Московского архитектурного института, президент Национальной академии дизайна, действительный член МААМ и Зальцбургского семинара планировщиков городов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления;
А. Муратов / главный редактор журнала «Проект Россия», архитектор и теоретик архитектуры;
А. Новгородский / президент Национальной Ассоциации судовладельцев;
Н. Тимашева / главный редактор журнала «Интерьер+Дизайн»;
Д. Фесенко / главный редактор журнала «Архитектурный Вестник»;
М. Хазанов / вице-президент МААМ, архитектор;
В. Юдинцев / руководитель архитектурной мастерской АРТЭ+, лауреат Государственной премии,премии «Хрустальный Дедал», советник РААСН. 

 

Видео с Круглого стола: http://www.archcenter.org/tvproject/videoprojects/detail.php?ID=2154
Фото:  http://www.lookatme.ru/galleries/62577
Подробней о конкурсе: www.archcenter.org  

 

Организатор конкурса: Ц:СА / Центр современной архитектуры
Куратор конкурса: Международная Академия Архитектуры, отделение в Москве (МААМ)
По заказу:
Национальной Ассоциации судовладельцев
Под патронажем:
Союза архитекторов России (САР)
Союза Московских архитекторов (СМА)
При поддержке:
Союза некоммерческих организаций «Национальная инновационная система»

Информационные партнеры и поддержка:
Генеральный информационый партнер: журнал Интерьер+Дизайн
Информационные партнеры: журнал Русский репортер и журнал TATLIN
Генеральный интернет партнер: www.archi.ru
Интернет партнер: www.myarchipress.com

Контакты
Ц:СА / Центр Современной Архитектуры
Москва, ул. Большая Дмитровка, 24
www.archcenter.org
[email protected]
+7 495 629 03 40

  файлы:
  Прес-релиз
  Пресс-релиз


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки