Первая в России выставка китайского художника Ван Куньчжао
Музей современного искусства Эрарта представляет первую в России выставку китайского художника Ван Куньчжао, посвященную теме социальной изоляции, одиночества и давления общества на современного человека.
Изображение предоставлено организатором
пресс-релиз:
Скульптуры Ван Куньчжао изображают человека надломленного, изнуренного и страдающего. Деформированное тело в данном случае говорит о состоянии духа. Тема, которая наиболее интересна художнику, — несоответствие внешнего внутреннему. Здесь налицо бунт, часто свойственный очень молодым людям, не желающим следовать ожиданиям общества. Художник как будто противится утверждению, что человек — животное социальное.
Неслучайно в целом ряде работ повторяется мотив рвущегося на волю зверя. Это прямое олицетворение одержимости страстью. В образном языке художника любой навязанный компромисс, любая сделка с собой проявляется в телесной деформации. Примерно это же, по замыслу автора, происходит в душе нашего современника. Дух горожанина томится в небольшой освещенной электричеством клетке, а наружу скребется тотемное животное — естество. Персонаж Ван Куньчжао всеми силами старается «сохранить лицо», следует внутренней дисциплине. При этом перед нами не мрачная антиутопия с конфликтом маленького человека и государственной машины. Напротив, маленькому человеку может быть вполне комфортно в структурированной и предельно рациональной жизни мегаполиса, где для каждого найдется общественно значимая функция.
Ван Куньчжао изображает гигантов духа — людей очнувшихся, что называется, «терапированных» или «высоких». Как в распространенном ночном кошмаре, они ощущают себя обнаженными на оживленной площади или на экзамене в переполненной аудитории. Их тела искорежены конвульсиями, вызванными мучительным стыдом. Однако они взяли на себя смелость до конца разобраться в природе этих состояний и рассказать о них миру. Не случайно так важна в работах символика зеркала, позволяющего рассмотреть фигуры со всех сторон, а зрителю — увидеть в отражении себя. Растерянность, неуверенность или страх — вполне естественные для человека состояния, которые не следует бесконечно блокировать развлекательным контентом. Счастье открыть в собственной душе неисследованные глубины доступно каждому. Достаточно переключить внимание и более серьезно отнестись к выстраиванию гармоничных отношений с миром.
Герои Ван Куньчжао закрывают лица ладонями, прячутся под зонтами и ощущают одиночество в толпе. Каждая скульптура автора — это своего рода монумент естественному человеку, сбросившему оковы социального «Сверх-Я» и переживающему это состояние как переломный момент, экзистенциальную ситуацию. Вероятно, следующим творческим этапом автора станет перерождение персонажей в идеальных, как античные боги, существ. А сейчас в этих тощих, вытянутых телах гнездятся драконы, готовые смести своими огненными хвостами опостылевшие бетонные джунгли и устремиться в жерло вулкана или глубину океана.
Об авторе
Китайский художник Куньчжао Ван родился в 1975 году в городе Чжанчжоу (провинция Фуцзянь, КНР). Окончил художественный факультет Сямэньского университета по специальности «энвайронмент-арт». Живет и работает в Сямэне. В 2023 году произведение автора было приобретено для экспозиции в головном офисе компании Huawei. Работы Ван Куньчжао неоднократно выставлялись в Сямэне и были удостоены престижных наград, в числе которых премия «Художник года» художественного музея Times Art Museum (Пекин) и золотая медаль Первой выставки скульптуры провинции Фуцзянь.
Мы используем файлы cookie как указано в политике конфиденциальности, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы также предоставляем информацию об использовании вами нашего веб-сайта аналитическим системам.