Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Маши Богораз, где архетипы, мифы и суеверия обретают форму причудливых скульптур
Изображение предоставлено организатором
Изображение предоставлено организатором
пресс-релиз:
Работы Маши Богораз могут показаться пугающими и жуткими. Безусловно осознавая мрачность своих персонажей, автор говорит, что куда страшнее для нее идиллические образы с рекламных щитов, застывшие с фальшивыми улыбками и пустыми глазами.
Жуть в работах Маши возникает не из желания привлечь внимание зрителя, как это происходит в поп-культуре. Ее творчество погружает нас в полузабытый мир былин и мифов. Русский эпос начали изучать в середине XIX века, когда были записаны напевы крестьян, живших на берегах Онежского озера. Поскольку у России не оказалось сложившегося эпоса, его место заняли былины. Их реконструировали и адаптировали, и в таком урезанном виде к нашему времени они полностью перешли в область детского чтения. Однако их настоящие тексты далеки от сказок о добрых богатырях: они полны кровавых и жестоких сцен и отражают мифологическое сознание их создателей.
Современный читатель встречается с уже облагороженными былинами в юном возрасте, и позже редко возвращается к «детству литературы». Первым визуальным произведением по русскому эпосу была картина «Садко», написанная Ильей Репиным в 1876 году в Париже. Репин подал идею Виктору Васнецову, который, по сути, сочинил наши представления о богатырях и героях — несмотря на то, что сюжеты его картин очень далеки от былинных, а облачения персонажей совсем не похожи на настоящие народные костюмы.
Сегодня нам трудно понять, как мыслили наши предки. Их представления о мире были синкретичными, то есть целостными. Короткая человеческая жизнь зависела от сил природы, а суть явлений окружающей среды оставалась загадочной и непостижимой. Еще не разделенные цивилизацией мир живых и мир мертвых влияли друг на друга. Все это порождало мифы, суеверия, обряды и бытовую магию, дожившую до наших дней. Маша Богораз, кажется, слышит зов древности и визуализирует архаические представления о реальности. В тотемических мифах люди были сверхъестественно связаны с животными, растениями и природными явлениями и считали их своими родоначальниками. Тотемы могли состоять из частей разных животных, чтобы соединить в себе их силу. Этот подход использует и Маша, совмещая в своих скульптурах части тел людей и животных. В комиксах и фильмах о супергероях тоже встречается этот прием: укус радиоактивного паука дарит простому школьнику сверхспособности, а его заклятыми врагами становятся человек-носорог, человек-осьминог и тому подобные химеры.
Еще одним источником вдохновения послужили любимые с детства сказочные повести Эрнеста Теодора Гофмана и Вильгельма Гауфа, в которых сосуществуют мир земной и мир волшебный. У Гофмана и Гауфа очень колоритные старухи-ведьмы. От них ничего хорошего не жди — за будничностью кроется их колдовская сила. Художница позаимствовала у романтиков ужасное, но в то же время образ ее ведьмы амбивалентен, как знакомая нам по русским сказкам Баба-яга. Маша подчеркивает эту архаическую двойственность женского начала: «Мать сыра земля, символически связанная со смертью, и матушка земля — всеобщая кормилица, рождающая все живое. Баба-яга иной раз выступает в качестве помощницы героя — проводника между мирами и дарительницы. Отпуская героя в темный лес, приговаривает: “Будет еще страшнее, а ты иди и не оглядывайся”».
Об авторе
Маша родилась в 1975 году в Ростове-на-Дону. В 2000-м окончила Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова. В 2023 году приняла участие в выставке соискателей Эрарта Премии и вошла в число лауреатов.
Мы используем файлы cookie как указано в политике конфиденциальности, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы также предоставляем информацию об использовании вами нашего веб-сайта аналитическим системам.