
Изображение предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Изображение предоставлено пресс-службой Центра «Зотов». Автор фотографии Денис Шумов
Изображение предоставлено пресс-службой Центра «Зотов». Автор фотографии Денис Шумов
|
пресс-релиз:
Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров и ольфакторных инсталляций, представят индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений прозвучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва».
Экспозиция станет первым ольфакторным проектом центра. Кураторы экспериментально подошли к методологии исследования эпохи 1920–1930-х, собрав широкий массив данных об обонятельных впечатлениях времени, тем самым сделав запах главным героем экспозиции. На выставке он становится носителем наследия и воспоминаний прошлого, а ароматы выступают в качестве самостоятельных объектов.
Сама красная Москва, молодая столица Страны Советов, в 1920–1930-е годы переживала второе рождение. Дома-коммуны, соседствующие со старомосковскими постройками, фабричные рабочие, делящие жизненное пространство с нэпманами и вчерашней буржуазией — именно в этом хаотичном, пахнущем керосином, пудрой, дешевой махоркой и цветущей сиренью ольфакторном пейзаже зарождалась советская парфюмерия.
Экспозиция поделена на десять разделов: «Пролетарская Москва», «Фабрика “Бывш. Брокаръ”», «Нэпманская Москва», «Мосье Мишель», «Империя ТЭЖЭ», «Проф. Брюсова», «Тов. Жемчужина», «Магазин ТЭЖЭ», «Новая Москва», «Послесловие».
Начнется повествование со стремительно растущей Москвы 1920-х годов: посетители услышат разные городские звуки и запахи, характерные для того времени, увидят процесс восстановления мыльной фабрики и исследуют изнанку городской жизни в условиях НЭПа. Затем зритель познакомится с «ТЭЖЭ» (так сокращенно называли государственный трест «Жиркость», ведавший парфюмерно-косметической промышленностью). В 1920–1930-е трест объединял под своим брендом все производства, так или иначе связанные с индустрией парфюмерии и косметики.
Следующие разделы посвящены Москве 1930-х. В них посетитель окажется уже в более процветающем городе, где появляются первые бутики, а советская парфюмерия выходит на международный рынок.
Путь к финалу экспозиции проходит через гостиную, в которой будут демонстрироваться фрагменты советских кинолент периода 1950–1980-х, запечатлевшие взросление жительниц столицы вместе с «Красной Москвой».
Среди визуального искусства в экспозиции будут представлены живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, плакаты и фотография.
Зрители увидят произведения таких художников, как Юрий Пименов, Константин Юон, Александр Самохвалов, Аристарх Лентулов, Игорь Грабарь и других. Также на выставке можно будет увидеть парфюмерные флаконы и подарочные коробки, пудреницы и другие предметы женского быта, этикетки и афиши из частной коллекции Ирины Воробьевой.
Всего в выставке примут участие более 25 российских музеев и частных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Музей Москвы, Собрание Романа Бабичева, Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, частная коллекция Ирины Воробьевой и другие.
Кураторы: Дарья Донина, Елена Желудкова
Архитектура: Юлия Наполова, бюро PSCulture
Подробнее о выставке.
|