пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Русские дикие

выставка Арт
  дата: 18.06.2025 - 28.09.2025
  город: Москва
  адрес: Музей русского импрессионизма
Ленинградский проспект, 15, стр. 11
  организатор: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ)
Музей русского импрессионизма
  ссылки: Подробнее о выставке>>>
  Выставка фовистских работ европейских и русских художников начала XX век
  С 18 июня по 28 сентября Музей русского импрессионизма совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет «дикие», фовистские работы европейских и русских художников начала XX века.
 


Изображение предоставлено организатором
пресс-релиз:
Выставка «Русские дикие», название которой отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник», объединяет произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке — и бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное — дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом». Фовизм — исключительно французское явление — поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Кураторы выставки — Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма — собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые демонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник».

Эпиграфом к экспозиции стала работа граффити-художника Жана-Мишеля Баския из собрания Государственного Русского музея. Единственный в России холст американского неоэкспрессиониста 1980-х, созданный совместно с Энди Уорхолом, поможет современному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.

Французская критика 1900-х предлагала поместить «диких» в клетку — летом этот образ материализовался в центре музейного зала. В «Клетке для диких» оказались работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также «Просушка парусов» Андре Дерена, участвовавшая в Осеннем салоне 1905 года, и «Испанка» Анри Матисса, которая впервые после гастролей в Париже и Санкт-Петербурге покинет постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина. Далее разделы экспозиции посвящены русскому искусству: это «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание уделено участникам выставки «Бубновый валет» — неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохновение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к традициям Востока. Отдельный раздел — «Парижачьи» — объединяет работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в непосредственной близости к фовистам, в столице Франции.

На выставке представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России, в том числе из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художественного музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородского государственного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Среди представленных авторов как известные имена, так и малознакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.

Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с экспозицией как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. Более детальное представление о четырех картинах позволяют составить тактильные станции, созданные совместно с партнером инклюзивной программы Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Тактильные станции дополнены звуковым сопровождением. Аудиокомпозиции, записанные вместе с незрячими и слабовидящими людьми, рассказывают о том, как человек с особенностями зрения воспринимает цвет. Составить впечатления о произведениях также помогают ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки станции станут доступны посетителям музеев Ростова, Екатеринбурга, Владивостока и Хабаровска.

В музейном магазине «Серовин и Коров» представлен каталог выставки. Собранные материалы позволяют больше узнать о фовизме и его влиянии на отечественную художественную среду: искусствовед Наталья Кортунова рассказывает о художественных течениях, сформировавших облик европейского модернизма, а кураторы Илья Доронченков и Вера Рябинина — о «диком» искусстве во Франции и России. Альбомную часть дополняют биографические справки о художниках.

На 3 этаже музея развернулся спецпроект Matisse Remix — воображаемая мастерская лидера фовистов, в которой разговор о «диких» начала ХХ столетия ведут современные художники. Стены пространства украшают переходящие в витраж росписи и картины-гобелены Кирилла Манчунского. Колористические эксперименты фовистов на большеформатных полотнах продолжает Игорь Скалецкий. А серия холстов Варвары Выборовой приглашает в ателье художницы. В экспозиции также можно увидеть вазы, изготовленные специально для проекта Катей Бочавар и Кириллом Манчунским на мануфактуре «Дымов керамика». В окружении работ современных художников, наполненных отсылками к произведениям Анри Матисса, посетители смогут собрать собственный коллаж из цветных вырезок-арабесок.

На «Дышащем полотне» в холле музея посетителей встречает проект «Дикие танцы» — цифровые работы, созданные специально к выставке «Русские дикие» современными художниками Львом Бахаревым, Кириллом Рейвом (VS Gallery), Славой Славой (Spelllens) и тандемом Лили Ковалевской и Розы Халиковой. Молодые авторы предложили свою интерпретацию наследия Анри Матисса и других фовистов и с помощью технологий продолжили их эксперименты с цветом и формой. Проект реализован совместно с SAS Metagallery при меценатской поддержке Натальи Басмановой.

Кураторы выставки:
Илья Доронченков — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, кандидат искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге
Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма, кандидат искусствоведения; Вера Рябинина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма

Музей благодарит за поддержку Владимира Воронина, Председателя Попечительского совета музея, акционера Группы компаний ФСК.

Подробнее о выставке.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки