
Изображение предоставлено пресс-службой Музея Москвы
Изображение предоставлено пресс-службой Музея Москвы
Изображение предоставлено пресс-службой Музея Москвы
|
пресс-релиз:
Выставка исследует метро как «подземный музей», где ежедневно миллионы пассажиров соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами и многим другим. В экспозицию вошли более 350 объектов из более 25 государственных и частных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Русский музей, Музей Москвы, а также семейные архивы потомков художников, работавших над оформлением метро. В рамках проекта запланировано проведение лекций, экскурсий, авторских детских программ, издание научного каталога, а также выпуск сувенирной продукции.
Среди авторов, чьи работы представлены на выставке, – Вера Мухина, Павел Корин, Андрей Кузнецов, Леонид Берлин и другие художники и архитекторы, формировавшие визуальный язык станций метрополитена. Особое внимание уделено собственной коллекции Музея транспорта Москвы – впервые представлены макеты и мультимедийные материалы, созданные специально для будущей постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице.
«По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина в рамках празднования 90-летия Московского метрополитена мы подготовили обширную программу мероприятий. Выставка «Высоко под землей» расскажет о метро как о культурном пространстве. Здесь горожане смогут познакомиться с историей столичного метрополитена через предметы искусства, мозаики, витражи и рельефы – всего на экспозиции представлено более 350 экспонатов»,
– заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
«Высоко под землей» – это начало большого культурно-исследовательского цикла Музея транспорта Москвы, цель которого – систематизировать и осмыслить искусство Московского метрополитена как культурное явление. «Выставка «Высоко под землей» – это культурное дежавю и живой диалог с каждым посетителем о том, что наше любимое метро далеко не только главная транспортная артерия Москвы, но и ее главный музей, ставший частью культурного ДНК города. В экспозиции мы рассматриваем московское метро как самый неожиданный музей, в коллекции которого хранятся произведения художников первой величины. Для нас это чрезвычайно важный шаг в изучении столичного метрополитена как собрания произведений искусства. Музей транспорта Москвы первый, кто начал работу над его музеефикацией: исследованием и описанием его художественных объектов. Наша цель –хотя бы ненадолго сделать из пассажиров созерцателей, которые смогут замедлиться и увидеть красоту вокруг себя. Мы благодарны нашим музеям-партнерам, частным коллекционерам и семьям художников, предоставившим экспонаты для выставки и сделавшим возможным этот удивительный проект»,
– директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Музей Москвы представил на выставке фотографии строительства станций метро и их открытия. Кроме того, на выставке можно увидеть ряд экспонатов из фондов музея – например, проект эскалаторной галереи на Воробьевых горах Александра Стрелкова 1959 года, майоликовую плитку для бесшовной облицовки, разработанную специально для строительства метро и использовавшуюся, к примеру, на станции метро «Комсомольская» для оформления переходов в 1950-х.
«Это большая межмузейная выставка – уже не первый наш совместный проект с Музеем транспорта Москвы. Специально для этой экспозиции экспонаты собирались не только в Москве, но и в ведущих музеях страны – от Санкт-Петербурга до Пензы и Рыбинска. Такой всероссийский масштаб еще раз показывает, насколько серьезное художественное наследие оставило строительство московского метрополитена. Важно, чтобы после просмотра экспозиции посетитель смог по-новому взглянуть на метро, которым он привык пользоваться каждый день, — не только как на средство передвижения, но и как на эстетически выверенную среду, настоящий музей под землей»,
– генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.
Экспозиция выставки «Высоко под землей» разделена на четыре тематических блока: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное».
В разделе «Знакомое» представлены оригиналы и цифровые копии произведений, которые пассажиры московского метро видят каждый день — мозаики, витражи, медальоны, светильники, архитектурные детали, а также архивные фотографии и видеоматериалы. Среди экспонатов, например, — подлинный эскиз Алексея Душкина к станции «Маяковская», выигравший гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, макет витража «Пианист» Павла Корина для станции «Новослободская», а также фрагмент фарфоровой капители для станции «Киевская» и кольцевой светильник СК-300 Абрама Дамского.
Раздел «Забытое» посвящен художественной среде, исчезнувшей из метро с течением времени: павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». В этом разделе можно увидеть, например, эскиз Павла Корина к мозаике «Мир во всем мире» и медальон Веры Мухиной для «Семеновской» (до 1961 года – станция «Сталинская»), созданный в 1944 году. Это подлинные артефакты ушедшей эпохи и свидетельства того, как искусство московского метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.
Часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем.
В тотальной инсталляции «Невоплощенное» представлены архитектурные проекты и художественные эскизы, которые не были реализованы – метафорическое «бумажное метро». Это цифровые копии конкурсных проектов станций метро «Библиотека имени Ленина» и «Автозаводская», эскиз наземного вестибюля станции метро «Бауманская» Бориса Иофана с нереализованными скульптурными композициями и многое другое.
|