Выставка плакатного искусства времен Гражданской войны из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские»
Неизвестные работы создателя «Окон РОСТА» Михаила Черемных и шедевры плакатного искусства времен Гражданской войны из фондов музея- заповедника «Горки Ленинские» покажут на выставке «Красные и белые» в музее-заповеднике «Остафьево»- «Русский Парнас».
Изображение предоставлено организаторами
пресс-релиз:
В фондах музея-заповедника «Горки Ленинские» хранится самая большая в нашей стране коллекция редких политических и бытовых плакатов времен Гражданской войны 1918-23 гг.
«Все художественные приемы, которые мы видим у авторов агитационного искусства, с успехом используются современными мультимедийными технологиями, и потому актуальны и интересны как специалистам, так и зрителям, готовым искать в редких примерах политического плаката времен Гражданской войны ответы на сложные вопросы истории», – отметил директор музея-заповедника «Остафьево»-«Русский Парнас» Андрей Лоскутов.
Политический плакат вобрал в себя лучшие традиции русской культуры: художественные приемы иконописи, лубка, журнальной карикатуры. При этом формировались особые приёмы плакатного искусства: динамизм и лаконичность формы, образная и цветовая символика.
Постепенно вырабатывались основные жанры политического плаката: сатирический и героический. Сатирический разоблачал «старый строй» и тех, кто его поддерживал. Героический плакат призывал к борьбе с врагами, пытаясь создать нового героя – черты которого формулировались определенным образом и с той, и с другой стороны.
Приемы визуального воздействия, унаследованные от иконы, лубка и сатирической прессы, воплощались плакатистами обеих воюющих сторон для демонстрации противопоставления «мы – они», «тогда – сейчас» и других результатов социальной динамики. Соответственно художникам тоже приходилось определяться, на чей они стороне.
В 1919 году художник Михаил Черемных принял участие в выпуске печатной стенной газеты Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС). Тогда же он предложил создать сатирический журнал-плакат с рисунками и стихами на актуальные политические темы и вывешивать его в витринах магазинов. Так появились «Окна РОСТА». В этом же году Михаил Черемных создал плакат «Так больше на будет», лучший и до этого нигде не экспонирующийся прообраз политического комикса.
«С помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния. Ведь именно в годы Гражданской войны политический плакат достигает своего расцвета как отдельный вид искусства. Ясность изобразительных средств, яркость запоминающихся образов, молниеносный отклик на происходящие события и широкое распространение обусловили целенаправленное использование плаката как наиболее эффективного средства вовлечения народа в политическую жизнь», – объясняет куратор проекта, начальник отдела научно- просветительской работы музея-заповедника «Горки Ленинские» Светлана Генералова.