Изображение предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
Изображение предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
Изображение предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
Изображение предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
Изображение предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
|
пресс-релиз:
Музей архитектуры в Москве – первый в мире музей, посвящённый этому виду искусства. На протяжении 90 лет с момента своего основания Музей искал способы говорить о сложном искусстве архитектуры и делать этот рассказ понятным. За годы работы Музея сформировались разные подходы к представлению архитектуры, ориентированные в первую очередь на широкую аудиторию. Это стало возможно благодаря тому, что музейная коллекция пополнялась экспонатами самого разного характера: от главного инструмента архитектора – карандаша – до авторских моделей зданий.
Юбилейные даты всегда воспринимаются как некий рубеж: момент подведения итогов и планирования будущего. Главным вызовом для Музея архитектуры сегодня является отсутствие постоянной экспозиции, которая перестала существовать в 1990 году в связи со значительным сокращением территории. В формате выставочных проектов мы раскрываем отдельные архитектурные сюжеты, которые, дополняя друг друга, складываются в масштабное повествование.
Выставка, посвященная 90-летию Музея – это давно ожидаемый публикой разговор об архитектуре, как особом виде искусства, во всем ее многообразии и сложности, прообраз постоянной экспозиции. Алексей Щусев, размышляя о задачах музея, писал: «Язык архитектуры всегда был одним из могучих средств выражения глубоких и заветных мыслей народа».
Всего в экспозиции будет представлено более 400 предметов из фондов Музея. Все возможные подходы к рассказу об архитектуре нашли отражение в драматичной истории Сухаревой башни, с которой начинается повествование. Этот утраченный московский памятник, знакомство с которым сегодня возможно только в стенах музея, представлен через рисунки, гравюры, литографии, проекты реконструкции, фотографии, документы, макет и подлинные фрагменты постройки.
История Сухаревой башни плавно перетекает в первый раздел выставки – «Музей идей». Каждый архитектурный проект – это в первую очередь идея автора, и музей выступает в роли хранителя этих идей: воплощённых и оставшихся лишь на бумаге. Посетитель сможет познакомиться с особенностями конкурсного проектирования, увидит, как эскизы и наброски превращаются в презентационные и технические чертежи, а также погрузится в мир архитектурной фантазии.
«Рисунок». Второй раздел посвящён архитектурному рисунку. Зарисовки известных памятников и ансамблей – Афинского Акрополя, Помпей, построек Андреа Палладио, храмов Древней Руси, выполненные знаменитыми архитекторами, – не только фиксируют их внешний облик, но и передают взгляд автора на архитектуру прошлого. Этот раздел также призван показать, как знакомство с сооружениями прошедших столетий влияет и на собственные проекты зодчих разных времён.
«Тип». Один из самых насыщенных разделов выставки посвящён различным архитектурным типам: храму, театру, вокзалу, жилому дому. Каждый из них обладает своими особенностями, обусловленными функцией постройки. На выставке у посетителя будет возможность прикоснуться к истории нескольких архитектурных типов, а также проследить, как они менялись с течением времени.
«Материал». Отдельная часть экспозиции представляет архитектуру через материал. Разнообразие коллекции Музея позволяет наглядно продемонстрировать, как технические и художественные особенности различных строительных материалов влияют на будущую постройку: от конструкции до декоративных элементов. В этом разделе предусмотрена тактильная зона, благодаря которой можно будет сравнить строительные материалы не только по внешнему виду, но и на ощупь, почувствовать их фактуру.
Раздел «Стиль» поможет проследить за основными этапами истории архитектуры, а также оценить все трудности, связанные с её изучением. Деление архитектуры на стили является наиболее популярным способом рассказа о ней, однако среди специалистов эта категория до сих пор остаётся одной из самых дискуссионных. Желая показать более полную и сложную картину развития архитектуры, не исчерпывающуюся понятием «стиль», Музей представляет её как комплексную систему, состоящую из множества элементов, течений, методов работы. Среди экспонатов – не только известные работы Матвея Фёдоровича Казакова, Фёдора Осиповича Шехтеля и братьев Весниных, но и множество предметов, которые впервые будут продемонстрированы широкой публике: от обмерных чертежей памятников эпохи барокко до архитектурной графики 1990-х годов.
«Город». Следующий зал посвящён одному из самых масштабных воплощений архитектуры – городу. В экспозиции представлены планы городов, иллюстрирующие разнообразие градостроительных подходов, а также проекты, гравюры и рисунки разных элементов городского устройства: кварталов, улиц и площадей. Благодаря нескольким месяцам кропотливой работы и мастерству реставраторов Музея, на выставке будет показан уникальный офорт с панорамой античного Рима, созданный в по эскизу итальянского архитектора и художника XVI века Пирро Лигорио.
«Интерьер». Один из самых больших разделов посвящён внутреннему пространству любого архитектурного сооружения – интерьеру: посетители смогут познакомиться с музейной коллекцией мебельного и декоративно-прикладного искусства. Экспонаты, представленные в зале, демонстрируют наиболее характерные приёмы в оформлении интерьера разных эпох. Особый интерес представляют живописные полотна и предметы быта, такие как шкатулки, часы, интерьерная скульптура, которые нечасто появляются в выставочном пространстве Музея.
«Фотография». В последнем разделе выставки зрители увидят архитектуру как объект фотосъёмки. Экспозиция даст возможность не только познакомиться с самой значительной частью собрания Музея, но и составить представление о том, какими разными могут быть подходы к архитектурной фотографии. На выставке «Архитектура говорит» предметы музейной коллекции впервые за долгое время рассказывают не об одной теме, посвящённой отдельному мастеру, событию или архитектурному явлению, а об архитектуре в целом. Выставочный проект призван вызвать интерес не только у специалистов, но и у широкого круга зрителей, для которых он может стать началом знакомства с многогранным миром архитектуры.
|