|
Протоархив. Мутации. Сидур 1924 | 2024
|
|
выставка
Арт
|
|
|
дата: |
29.08.2024
- 29.09.2024
|
|
город:
|
Москва
|
|
адрес:
|
Музей Вадима Сидура
ул. Новогиреевская, 37А
|
|
организатор: |
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства
|
|
Выставка к 100-летию со дня рождения
Вадима Сидура
|
|
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют выставку «ПРОТОАРХИВ. МУТАЦИИ. СИДУР 1924 | 2024» – второй проект в тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа.
|
|
Вадим Сидур
© Фотография Э. Гладков
Рабочий и нимфа, 1983
© Вадим Сидур
Ева ползущая, 1979
© Вадим Сидур
|
пресс-релиз:
Название автобиографического романа Сидура «Миф. Памятник современному состоянию» (1973-1974) становится смысловой рамкой цикла выставочных проектов и раскрывает главный принцип художественного мировосприятия и работы скульптора. В его основе – метафорический бриколаж, который, как и мифологическое повествование выстраивается посредством монтажа несочетаемых на первый взгляд элементов, а история жизненного и творческого пути художника органично ложится на структуру мономифа, который базируется на идее о едином для всех мифов сюжете о пути героя.
Одной из задач своего искусства Вадим Сидур видел в предупреждении современников о последствиях стремительных изменений окружающего мира в ходе экспериментов человека. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы – ядерной или экологической, привели к появлению в 1960–1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал «искусством равновесия и страха» или «Гроб-Артом». Именно в этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавые моторы, предупредительные таблички, канализационные трубы и другие предметы техногенной природы.
Проект продолжается как Миф Вадима Сидура – символическое обособленное пространство, сценографию которого можно представить в виде метафорического острова, населенного фантасмагорическими персонажами, которые зародились на руинах человеческой цивилизации. Эти пребывающие в процессе постоянной трансформации и мутации образы воплощают в себе черты постапокалиптического видения и лирического чувствования, сохраняя память о человеке в мире после человека.
О ХУДОЖНИКЕ
Вадим Сидур (1924 – 1986) – яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии – неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
МУЗЕЙ ВАДИМА СИДУРА
Музей Вадима Сидура в 2018 году вошел в состав Московского музея современного искусства, и сегодня стал не только местом хранения и репрезентации наследия художника, но и пространством для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки.
|
|
|
|