Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва
© Изображение предоставлено музеем русского импрессионизма
© Изображение предоставлено музеем русского импрессионизма
|
пресс-релиз:
В состав экспозиции вошли произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала, что позволяет посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. Посетители увидят живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров.
К выставке приурочен спецпроект на 3 этаже музея: здесь слово предоставляется художникам XXI века, готовым порассуждать о dolce vita наших дней.
В программе журнала «Столица и усадьба» значилось: «Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует». Эта жизнь представала перед читателями калейдоскопом балов, светских праздников и загородных имений. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Эти сюжеты органично уживались на страницах с обзорами вернисажей и рецензиями на выставки, обложку каждого из 90 номеров украшали цветные репродукции работ признанных мастеров прошлого и современных художников.
Кураторы выставки предлагают уделить внимание журналу, который обычно остается в тени художественных изданий «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», однако является ценным историческим источником.
В экспозиции можно увидеть как работы известных мастеров — «общее достояние», по словам главного редактора журнала Владимира Крымова, так и произведения малоизвестных современному зрителю живописцев.
Разделы выставки отсылают к рубрикам журнала и погружают посетителей в атмосферу «Столицы и усадьбы». Ностальгия по укладу усадебной жизни на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова встречается с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина.
Посетители оценят и театральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов от ведущих художников эпохи: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста.
В оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала. В экспозиции на -1 этаже музея представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 14 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска. Участие в проекте приняли Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и другие.
Незрячие и слабовидящие посетители познакомятся с выставкой на экскурсиях с тифлокомментариями и с помощью четырех тактильных станций, созданных при участии партнера инклюзивной программы музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Объемные макеты картин сопровождаются ароматами по мотивам произведений от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании проекта тактильные станции станут частью постоянных экспозиций музеев Астрахани, Архангельска, Владимира и Санкт-Петербурга.
Спецпроект «Журнал красивой жизни. XXI век» на 3 этаже музея приглашает поразмышлять, какие формы в современном искусстве принимает тема «красивой жизни». Модные образы, светские ритуалы и блеск повседневности, а также ирония и улыбка в сторону гламура и глянца нашли отражение в работах Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс и Владислава Мамышева-Монро, Кирилла Кто и Аннушка Броше. Посетители увидят более 20 произведений из 15 частных собраний, среди которых фонд Ruarts, галереи Anna Nova, «Триумф» и другие.
Обсудить разные взгляды на «красивое» посетители смогут на медиациях. На открытых террасах музея развернулось пространство стратегического партнера — ОТП Банка. Гостей ждет зона отдыха в новых ярких цветах бренда с лежаками, настольным теннисом и уютными столиками кафе. Как и современные художники, с экспозицией которых соседствует пространство, банк переосмысляет свой предыдущий опыт и выбирает более смелые решения. На выставке банк предлагает сделать креативные фотографии с использованием фильтров, чтобы запечатлеть яркие моменты.
Каждый новый выпуск журнала «Столица и усадьба» становился предметом бурных обсуждений в столичных салонах. Такая светская иммерсивная гостиная от партнера выставки MR Group развернулась на -1 этаже музея. Посетители смогут послушать аудиогид пространства, изучить электронные версии архивных номеров журнала и альбомы об архитектуре и дизайне. Подчеркнет богемную атмосферу симфония Кирилла Рихтера, вдохновленная архитектурой проекта Symphony 34, и специально созданный аромат «Воздух красивой жизни» от ольфакторной художницы Анны Кабировой.
Собранные в каталоге статьи кураторов Ольги Юркиной и Юлии Петровой, театрального критика и журналиста Сергея Николаевича и искусствоведа Олега Антонова помогут больше узнать о «журнале красивой жизни»: его истории и героях, главном редакторе Владимире Крымове и роли искусства на страницах издания. Также в каталог вошло большое количество архивных фотографий.
Проект сопровождается обширной просветительской программой, включающей события для взрослых, детей и подростков, а также инклюзивные мероприятия.
Кураторы: Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма. Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Музей благодарит за поддержку Владимира Воронина, Председателя Попечительского совета музея, основателя и президента Группы компаний ФСК.
|