Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская
область. Панорамный вид
© А.И. Хамцов, 1980
Бумага, картон, тушь, цветной карандаш Р V 8277 (Фонд обмеров)
|
пресс-релиз:
Уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей создал в 1950-е – 1980-е годы известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры:
«Жанр панорамы существует в изобразительном искусстве не одно столетие, и произведения, фиксирующие мир с недоступной человеку точки зрения, неизменно вызывают интерес и восхищение. Источником вдохновения для кураторов выставки послужили панорамы прославленных русских архитектурных ансамблей Алексея Хамцова, виртуозно исполненные и документально достоверные. В итоге получился многослойный и зрелищный проект. Посетителей ждут эффектные сопоставления панорамных изображений разных эпох, вдумчивый разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны».
Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых, это — «точка зрения» самого Хамцова, советского архитектора-реставратора; далее — парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, известных и всеми любимых, как воспоминание о лучших днях этих архитектурных ансамблей; и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами, дающая новый, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры с помощью современной техники как взгляд с высоты наших дней.
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно графических фондов XVIII XIX веков, куратор выставки:
«Мы не сомневаемся, что выполненные Алексеем Ивановичем Хамцовым виды монастырей и крепостей будут «отслеживаться» посетителями выставки отдельно как блистательные образцы графического мастерства. В наше время, когда рукотворное искусство все чаще уходит в тень компьютерных технологий, рисунки Хамцова поднимаются на недосягаемую высоту и вызывают искреннее восхищение».
В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей ставит перед собой важную цель – представить его посетителям выставки в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь – как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры.
Еще один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Целью всех реставрационных работ этого периода было скорейшее восстановление памятников архитектуры государства-победителя. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим.
В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлевских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчетной документации. «Точка зрения» автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разные исторические периоды, перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историко художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.
Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах он создал множество рисунков с видами известных московских памятников архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке. Наконец, на выставке представлены рисунки архитектора, выполненные во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые графические техники – карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства художественной выразительности.
Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного пространства, посвящен фотографическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником, лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запечатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества. Фотосъемки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Сергей Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта «Точка зрения», показывающего разнообразные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, – с высоты птичьего полета.
На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, современные фотографии.
Кураторы: Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII XIX вв. Музея архитектуры имени А.В. Щусева; Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
|