Кенозерский нацпарк, дер. Вершинино, 2022
Фотография: Д. Ольшанский
|
пресс-релиз:
Приглашаем вас присоединиться к нашей конференции в качестве активных слушателей!
С сообщениями выступят искусствоведы, архитекторы, музыковеды, литературоведы и киноведы из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Осло.
Программа состоит из блоков
30 ноября /Дарвиновский музей: ул. Вавилова, 57/
Пространство и Архитектура, Изображение и Связи, Слово, Кино
01 декабря /Институт искусствознания: Козицкий пер., 5/
Краски Севера, Север – взгляд с севера /и немножко из Франции/, Россия – взгляд с юга, Звучание Севера
Полная программа конференции - ниже
Что вдохновило участников конференции
Понятие «Север» аккумулирует в себе как географические, так и культурно-ментальные, символические, даже метафизические и мистические коннотации, но в первую очередь ассоциируется с природным пространством, находящимся в оппозиции к цивилизации, независимым в своём существовании от человека или даже враждебным по отношению к нему. Север формирует или даже создает особую антропологию. Человек в пространстве Севера существует в двух базовых состояниях: созерцания и борьбы. Эти две противоположные интенции – пассивность и пассионарность – обнажают человека до экзистенционально сущностного, становясь базой для самопознания, создают особое поле напряжения, окрашивающее художественное восприятие Севера и реализацию образа Севера в искусстве.
В истории и культуре Европы и России дихотомия «Юг – Север» не менее значима, чем дихотомия «Запад–Восток». Формирование европейской цивилизации происходило именно в оппозиции «Юг – Север», где Юг был носителем и продуцентом культуры, а «дикий» Север, границы которого на протяжении веков постоянно отодвигались вверх по карте, был источником опасности и дезорганизации, но также и пространством для культурного освоения и художественного осмысления.
Осознание Севера русским искусством не отличается постоянством: периоды сильного влечения ко всему северному сменяются периодами полного забвения Севера. В восприятии иных культур сама Россия предстает «северной страной», что порождает определенные стереотипы, отражающиеся в том числе и в искусстве.
Европа обладает собственным «общим» Севером – Скандинавией, которая периодически оказывает значительное влияние на континентальную Европу, причём как в качестве пространства северной мифологии, исландских саг, древнегерманских и древнескандинавских героических эпосов, так и в качестве примера актуального художественного осмысления северной проблематики.
Специальные события в рамках конференции
30 ноября 18:00 в кинозале Дарвиновского музея состоится показ и обсуждение первого в истории кино игрового фильма на ненецком языке, сценарий которого написан коренными ненцами «Семь песен тундры». Фильм получил Гран-при Международного женского кинофестиваля в Кретее в 2000 году; в нём снимались только непрофессиональные актёры. Фильм демонстрируется на русском и ненецком языках с русскими субтитрами, с любезного разрешения режиссёров Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио.
01 декабря в 18:00 в Зеркальном зале Института искусствознания состоится концерт Александра Маточкина «Песни северные и не только». Александр Маточкин – уникальный человек: фольклорист, исполнитель, сказитель. В продолжение 25 лет он не только собирает русский фольклор, но и щедро делится им со своими слушателями.
Если вы собираетесь присоединиться к нам, в том числе онлайн, напишите организаторам, они внесут ваше имя в список гостей или вышлют ссылки на трансляции одного или двух дней конференции.
30 ноября Яна Шклярская (ГДМ) [email protected]
01 декабря Илья Проклов (ГИИ) [email protected]
Программа конференции
30 НОЯБРЯ
Государственный Дарвиновский музей
Москва, ул. Вавилова, д. 57, кинозал
Онлайн на платформе TrueConf /ссылка по запросу, пишите: [email protected]
10:00 – 10:30 регистрация участников, кофе
10:30 – 10:35 приветственное слово заместителя директора Дарвиновского музея по научно-исследовательской работе, кандидата биологических наук Татьяны Сергеевны Кубасовой
10:35 – 10:45 приветствие информационного партнёра, организационные установки
ПРОСТРАНСТВО / АРХИТЕКТУРА
10:45 – 12:00
Модератор: Яралов Сергей Андреевич
Регламент выступлений 15 минут
Ермолаев Александр Александрович /архитектор, дизайнер, преподаватель МАРХИ, куратор проекта «ТАФ-Ошевенск»/
(Не)потерянная среда Русского Севера. Актуализация «памяти места» творческими средствами
Яралов Сергей Андреевич /художник-дизайнер, куратор, член Московского союза художников (МСХ), Ассоциации художников ДПИ/
Работа художника с культурным ландшафтом Севера. На примере объектов, установленных автором в Кенозерском национальном парке
Замятина Ирина Юрьевна доцент /кафедры Теории и истории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова/
Образы Севера в архитектурно-декоративном строе Ярославского вокзала в Москве (арх. Ф.О. Шехтель) и Центрального вокзала в Хельсинки (арх. Э. Сааринен). Особенности авторских интерпретаций
Маретова Яна /независимый исследователь/
Вилла Крамаржей: отзвуки архитектуры Русского Севера в чешской архитектуре неоромантизма
Кофе-пауза 10 минут
ИЗОБРАЖЕНИЕ / СВЯЗИ
12:10 – 14:30
Модератор: Шклярская Яна Геннадьевна
Регламент выступлений 15 минут
Скоробогачёва Екатерина Александровна /доктор искусствоведения, директор музея, профессор кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова/
Художественные традиции и образы искусства Русского Севера в истории отечественной культуры рубежа XIX-XX веков
Катышев Иван Александрович /заведующий отделом Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова ГБУК Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»/
Художники-путешественники в контексте эпохи освоения Арктики и истории искусства XX века
Мелютина Марина Николаевна /кандидат философских наук, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»/
Северный текст художника Василия Рождественского
Нефёдова Антонина Борисовна /старший научный сотрудник, хранитель фондов ГДМ/
Образ Севера в искусстве В.А. Ватагина и его учеников
Кофе-пауза 10 минут
Мишачёва Ирина Валентиновна /кандидат культурологии, доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А.Н. Косыгина/
Север-юг, зима-лето в системе художественных координат Винсента Ван Гога: акценты интерпретации
Васильева Анна Владимировна /старший научный сотрудник, хранитель фондов ГДМ/
Берега и острова. Командоры, берега Камчатки и Чукотки в графике II половины XX века из коллекции Государственного Дарвиновского музея
онлайн
Хлобыстин Андрей Леонидович /заведующий отделом «Музей современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ»/
Тема Севера в петербургском искусстве конца ХХ-начала ХХI вв. и её традиция
онлайн
Шарова Екатерина Вячеславовна /куратор APECS Art Group, Норвегия/
Искусство Севера России и Севера Европы в 2000 – 2020 гг. Компаративная перспектива
ОБЕД 14:30 – 15:00
онлайн
Глинтерник Элеонора Михайловна /доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствознания и культурологии, профессор, заведующая кафедрой рекламы Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»/
Визуальная интерпретация темы Севера в отечественной прикладной графике конца XIX – первой половины ХХ века
СЛОВО
15:15 – 15:50
Модератор: Яралов Сергей Андреевич
Регламент выступлений 15 минут
Давыдова Екатерина Владимировна /кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка №5 ИРЯ РУДН/
«Варяг» с Коневца: «северные» культурные коды в поэзии Ивана Коневского (Ореуса)
Козин Александр Александрович /кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Государственного университета просвещения/
Северный след в русской балладе
Кофе-пауза 10 минут
КИНО
16:00 – 17:20
Модератор: Полуэктов Антон Андреевич
Регламент выступлений 15 минут
Соломонова Алина Алексеевна /преподаватель кафедры русского языка Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского/
«Рампер – человек-зверь» или «Странный случай капитана Рампера» (1927): Арктика в киноконтексте 1920-х годов
Эвалльё Виолетта Дмитриевна /кандидат культурологии, старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа ГИИ/
Мифопоэтика Севера в советских киносказках
Вирен Денис Георгиевич /кандидат философских наук, заведующий сектором современного искусства Запада ГИИ, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН/
Польская экранизация норвежского романа. «Житие Матеуша» Витольда Лещиньского
Сальникова Екатерина Викторовна /доктор культурологии, заведующая сектором художественных проблем массмедиа ГИИ/
Смерть во льдах севера. Варианты решения в авантюрном нарративе фильмов «Красная палатка» (1969) и «Земля Санникова» (1973)
Полуэктов Антон Андреевич /кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Союза Кинематографистов Архангельской области/
Образы Севера в национальном кинематографе (на примере «Быстрый бегун» («Atanarjuat») и «Семь песен тундры» («Seitsemän laulua tundralta»)
17:25 – 17:50
ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ
18.00 – 20:00
«СЕМЬ ПЕСЕН ТУНДРЫ» 1999, Финляндия,
реж.: Анастасия Лапсуй, Маркку Лехмускаллио /01:25:00/
Показ и обсуждение первого в истории кино игрового фильма на ненецком языке, сценарий которого написан коренными ненцами. Киноповествование выстроено как серия новелл, каждая из которых показывает отдельную эпоху в истории ненецкого народа: «Жертвоприношение», «Невеста», «Независимая личность», «Бог», «Враги народа», «Сяко», «Колыбельная». Фильм получил Гран-при Международного женского кинофестиваля в Кретее в 2000 году; в нём снимались только непрофессиональные актёры.
Фильм демонстрируется на русском и ненецком языках с русскими субтитрами, с любезного разрешения режиссёров.
Вступительное слово Антона Полуэктова.
01 ДЕКАБРЯ
Государственный Институт искусствознания
Москва, Козицкий пер., д. 5, этаж 2, библиотека
Онлайн на платформе Контур.Толк /ссылка по запросу, пишите: [email protected]
10:00 – 10:30 регистрация участников, кофе
10:30 – 10:45 приветственные слова директора Государственного института искусствознания, доктора искусствоведения Наталии Владимировны Сиповской и организаторов конференции
КРАСКИ СЕВЕРА
10:45 – 13:15
Модератор: Проклов Илья Николаевич
Регламент выступлений 15 минут
Лукичева Красимира Любеновна /кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора классического искусства Запада ГИИ/
Развитие дихотомии Север/Юг в немецкой культуре XIX-XX веков: от назарейцев до Ханса Бельтинга
Батанова Амина Фаридовна /независимый исследователь/
Арктические пейзажи норвежского художника Педера Балке: от романтизма к абстракции
Балашова Лада Сергеевна /кандидат искусствоведения приглашенный лектор Университет Эссекса (Великобритания) факультет гуманитарных наук/
Мир ирреального: Арктика и Антарктида сквозь призму современных британских художников
Ломагина Анастасия Всеволодовна /кандидат филологических наук, доцент кафедры языков Северной Европы РГПУ им. А.И.Герцена/
Колдуны и колдуньи с Севера в датской литературе XIX – XXI вв.
Кофе-пауза 10 минут
Некрасова Ксения Александровна /независимый исследователь/
Северный пейзаж в творчестве Эдварда Мунка
Струкова Александра Ивановна /кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГИИ, заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи/
Графические интерпретации эпоса «Калевала» в ХIХ – ХХI столетиях.
Важнейшие имена и повороты темы
Давыдова Ольга Сергеевна /кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ/
«Северная душа» Аксели Галлен-Каллела: пейзаж в творчестве художника
Пузько Анастасия Сергеевна /студентка Института Истории СПБГУ/
Образ смерти в финском символизме
Мартынова Дарья Олеговна /кандидат искусствоведения, старший преподаватель Института истории СПбГУ/
Семантика образа свиньи в эстонском искусстве конца XIX века
ОБЕД 13:15 – 14:00
СЕВЕР – ВЗГЛЯД С СЕВЕРА /и немножко из Франции/
14:00 – 15:20
Модератор: Давыдова Екатерина Владимировна
Регламент выступлений 15 минут
Коровин Андрей Викторович /кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН/
Север и прогресс: взгляд Й.В. Йенсена на историю человечества
Пешкова Виктория Вячеславовна /старший научный сотрудник ИМЛИ РАН/
Образ Севера в «криминальном» романе М.К. Хансена «Гора троллей» (1836)
Сурков Владислав Витальевич /младший научный сотрудник ИМЛИ РАН/
Образы и сюжеты древнескандинавской мифологии в поэзии В. Рюдберга
Симонова Лариса Алексеевна /кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина/
Семантическая оппозиция «север / юг» как принцип интеллектуализации историко-культурного пространства в автобиографических текстах Стендаля
РОССИЯ – ВЗГЛЯД С ЮГА
15:20 – 15:50
Модератор: Вирен Денис Георгиевич
Регламент выступлений 15 минут
Вагапова Наталья Михайловна /кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора искусства стран Центральной Европы ГИИ/
Юрай Крижанич (XVII век) и Мирослав Крлежа (XX век): две поездки на Русский Север
Шатько Евгения Викторовна /кандидат филологических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник сектора Искусства Центральной Европы ГИИ/
Сибирь в «Гробнице для Бориса Давидовича» Д. Киша и в «Надгробии для «Пекарни» И. Светины
Кофе-пауза 10 минут
ЗВУЧАНИЕ СЕВЕРА
16:00 – 17:00
Модератор: Савицкая Елена Александровна
Регламент выступлений 15 минут
Федотова Валерия Николаевна /кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора искусства стран Центральной Европы ГИИ/
«Скандинавская сюита» болгарского композитора Панчо Владигерова
Солодовникова Анна Геннадьевна /научный сотрудник сектора искусства стран Центральной Европы ГИИ/
«Норвежские девушки» Шандора Вёреша – Золтана Кодая: как выразить северный пейзаж в звуках?
Саамишвили Наталья Николаевна /кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора теории музыки ГИИ/
Образы Севера в творчестве Кайи Саариахо
Савицкая Елена Александровна /кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа ГИИ/
Образы Севера в рок-музыке
17:15 – 17:45 ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ
18:00 Зеркальный зал, 2 этаж
Концерт
АЛЕКСАНДР МАТОЧКИН /Санкт-Петербург/
ПЕСНИ СЕВЕРНЫЕ и не только
Александр Маточкин – уникальный человек: фольклорист, исполнитель традиционного фольклора, сказитель…
В продолжение 25 лет Александр Маточкин не только собирает русский фольклор, но и щедро делится им со своими слушателями.
Участие по регистрации у организаторов: [email protected]
|