пресс-релиз:
Наряду с итальянцами и французами немецкие художники стояли у истоков зарождения светской культуры и искусства в России. Привлекаемые гонорарами и привилегиями, приезжая кто на несколько лет, кто на всю жизнь, они получали здесь возможность раскрыть свои дарования гораздо шире, чем на родине. Будучи представителями разных школ и традиций, мастера из вольных городов, княжеств и герцогств Германии привносили свои обычаи, образ жизни и эстетические идеалы, из которых черпала русская культура. В XIX веке складывается понятие «российские» немцы. Под ними подразумеваются дети выходцев из немецких земель, оставшиеся в Российской империи, принявшие ее подданство и поступившие на государственную службу. Многие из них преподавали, посвятив свою жизнь делу подготовки новых поколений художников.
Вклад в развитие русской культуры семейства Бахов крайне велик. Начало династии было положено немцем по происхождению Робертом-Генрихом Бахом. В конце 1830-х годов он переезжает из Риги в Санкт-Петербург, где русифицирует свое имя на Роман Иванович. С 1844 года он посещает класс скульптуры Императорской Академии художеств, которым в то время руководил И. П. Витали. В эти годы Р. И. Бах исполняет многочисленные портреты, среди которых бюст А. Т. Маркова. Эта работа, за которую художник получает звание «неклассного», находится в собрании НИМРАХ и представлена на выставке. С 1852 года скульптор преподает в школе Общества поощрения художеств.
В семье Романа Ивановича (Роберта-Генриха) было пятеро сыновей, все продолжили путь отца и связали себя с искусством, с Академией художеств. Константин был живописцем и рисовальщиком, закончил Императорскую Академию художеств, в 1880-е выполнил ряд рисунков для изделий Императорского Фарфорового завода. Евгений Романович Бах в 1889 году закончил архитектурное отделение Академии, в результате путешествий по Европе исполнил много архитектурных пейзажей, является автором нескольких проектов зданий в Санкт-Петербурге, избран академиком. Александр Романович Бах также стал архитектором, выполнил ряд проектов для г. Пушкина, а в первые десятилетия XX века являлся его главным архитектором. Николай и Роберт стали скульпторами. Жизнь первого прервалась из-за болезни очень рано, второй, Роберт Бах, создал проекты нескольких известных памятников. Он также автор многочисленный портретных бюстов, многие из которых находятся в собрании НИМРАХ и наряду с ранним горельефом «Идиллия» буду представлены на выставке.
Фамилия Бахов широко известна на Урале. Дело в том, что Николай Бах был приглашен владельцами Кыштымского горного округа с целью повысить художественный уровень чугунного кабинетного литья Каслинского завода. Проработав там всего год, он скоропостижно скончался от туберкулеза и был похоронен на местном кладбище. После его смерти отец – Роман Иванович, и брат - Роберт Романович, продолжали поддерживать отношения с владельцами Кыштымского округа и регулярно предоставляли модели своих работ для отливки их из чугуна.
Выставка представляет скульптурные произведения Романа Ивановича Баха, Николая и Роберта Баха, архитектурную графику Евгения Баха и рисунки Константина и Николая Баха из собрания НИМРАХ, а также отливки работ Роберта Баха, выполненные в связи с работой для Каслинского завода из собраний частных коллекций. Плодотворная работа художников-реставраторов музея Академии художеств дала возможность экспонировать не выставлявшиеся ранее работы Роберта Баха «Идиллия» («Нимфа на олене») и Николая Баха «Пифия», одну из немногих дошедших до нас скульптур рано ушедшего из жизни художника. Зрители также смогут познакомиться с изображениями несохранившихся памятников, автором которых являлся Роберт Бах и зданий, построенных по проектам архитекторов Константина и Евгениях Бахов.
|