Предоставлено организаторами дискуссии
|
пресс-релиз:
Модератор: искусствовед и архитектурный критик Лариса Копылова
Участники – выдающиеся авторы нашего времени. Архитектор Михаил Филиппов, построивший классические ансамбли и города, заведующий творческой мастерской архитектуры Академии Глазунова, член-корреспондент РАХ. Владимир Мартынов, композитор и философ, автор «Заповедей блаженств» и реквиема Der Abschied, книг «Конец времени композиторов», «Казус Vita Nova», «Книги перемен» и других. Вопросы для обсуждения:
- что мы переживаем сейчас: плавный апокалипсис или рождение новой жизни?
- как новое в искусстве связано с академической школой?
- какова роль автора и в чем его опора?
- где находится красота?
Поводом для разговора о красоте стал культовый фильм Соррентино «Великая красота». Герой фильма, писатель, ищет великую красоту в искусстве, религии, любви – и не находит. Но в ключевые моменты фильма звучит райская музыка русского композитора Мартынова в инструментальном варианте, в исполнении Kronos-квартета. Изначально же она была написана для солистов ансамбля «Сирин», и это «Заповеди блаженств» из Нагорной проповеди Христа. Если Соррентино об этом не знал и это совпадение, то оно тем более красноречивое. То есть герой великую красоту не нашел, но в русской музыке она звучит.
И Мартынов, и Филиппов - представители традиционного направления, соответственно, в музыке и архитектуре. Оба нашли свою линию в творчестве, пережив личное преображение в 1980-х. Филиппов ушел от авангардной концепции автора-демиурга к смиренному рисованию исторического города, представил классический город в бумажном проекте «Стиль 2001 года», выиграв с ним международный конкурс в 1984 году, и спустя 30 лет этот город построил. Сейчас преподает ордерную систему классики по собственной методике в академии Глазунова. Мартынов ушел от авангардных опытов, найдя опору в древних знаменных распевах и средневековой церковно-канонической музыке, но и в рок-музыке и минимализме.
Несмотря на согласие в опоре на канон, Владимир Мартынов и Михаил Филиппов пути развития культуры видят по-разному, не совпадают и их взгляды на современное искусство, к которому Мартынов, скорее, благоволит. На диспуте будут затронуты извечные вопросы. Кто виноват во всеобщей коммерциализации искусства, и что делать с угрозой утраты академической школы: архивировать или идти вперед? И можно ли остаться в точке покоя, находясь во всеобщем смерче, сметающем остатки красоты? В книге «Автоархеология» Владимир Мартынов как раз говорит о двадцати годах, проведенных им в Троице-Сергиевой лавре в изучении древних распевов и византийского осмогласия, как о точке покоя в центре урагана. Михаил Филиппов, представивший вместе с еще тремя архитекторами идеальный город по образу Небесного Иерусалима на выставке «Истина в городе» (Зодчество 2021) в самом центре зала, показал, что классики в количественном отношении мало, но она зато находится в самом центре – в той самой точке покоя, из которой, как мне кажется, есть шанс услышать и увидеть великую красоту.
Ссылка на деловую программу.
|