Михаил Розанов.
Военно-медицинская Академия. Архитекторы:
Иосип Осейник, Слободан Николич.
Строительство 1973-1981 гг. Белград.
Цифровая печать на баритовой бумаге
80 х 120 см.
2019
|
пресс-релиз:
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с фондом современного искусства Ruarts представляют выставку Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон» – взгляд известного московского фотографа на архитектуру европейского модернизма 1950-1980-х годов.
Работа над проектом заняла несколько лет. C 2018-го по 2020-й автор изучал и снимал в девяти городах континента – Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве – самые интересные здания, отразившие архитектурную моду послевоенной Европы. Это церкви, библиотеки, музеи, концертные залы и жилые дома, построенные по проектам зодчих-новаторов эпохи: финна Альваро Аалто, голландца Пита Блома, англичанина сэра Дениса Ласдуна, испанца Франсиско Хавьера Саенса де Оиса, итальянца Джо Понти, наших Юрия Платонова и Леонида Павлова и многих других.
Архитектура модернизма 1950-1980-х годов, долгое время бывшая недооцененной, сегодня привлекает повышенное внимание публики и специалистов. Ее все чаще определяют как последний «большой стиль» Европы, запечатлевший послевоенное ощущение оптимизма, стремление к простоте форм, ясности пропорций, радостности чувств. Это настроение выразилось в главных характеристиках архитектуры модернизма: масштабном остеклении, смелости стальных конструкций, пластике необработанного железобетона, щедром использовании декоративно-прикладного искусства и проработанных взаимосвязях зданий с ландшафтом.
Новое видение городского пространства объединяло архитекторов разных стран, и советские зодчие-модернисты шли в ногу со временем и западными коллегами. Модернизм, который еще называют «интернациональным стилем», отражал разрядку международной напряженности и веру лучших умов в то, что «железный занавес» падет. Поэтому в залах Музея архитектуры кадры из разных городов Европы даны вперемешку, приглашая зрителя к сравнению и размышлению. «Этим я хотел подчеркнуть, – говорит Михаил Розанов, – что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница - между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным, поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими».
Выставка Михаила Розанова не стремится к беспристрастности: она отражает именно авторское восприятие московским фотохудожником зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он вырос и сформировал свой стиль: также нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени.
«Для меня было очень интересно работать с практически беспредметным искусством, которое стало реальными городскими объектами – говорит фотограф. – Линия, плоскость, свет, фактура, материальность бетона, стали и стекла, продолжающая тему геометрической абстракции. Мне всегда нравился этот стиль, особенно его самое радикальное выражение – брутализм, воплощающий чистую геометрию: таковы, к примеру, здания Королевского национального театра в Лондоне, бетонные абстрактные монументы бывшей Югославии. Символично, что хронологически серия заканчивается построенным к 1987 году Музеем Ленина Леонида Павлова в Горках, который сам архитектор называл советским Парфеноном - то есть парафразом классического канона архитектурной гармонии».
Текст: Андрей Карагодин
|