albrekht-dyurer-shedevry-gravyury-iz-sobraniya-pinakoteki-tozio-martinengo-v-breshii

пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии

выставка Выставка
  дата: 30.03.2021 - 28.06.2021
  страна: Россия
  город: Москва
  организатор: Государственный исторический музей
площадь Революции, д. 2/3
  ссылки: Страница выставки>>>
  В представленном проекте сценография выставки стала важной составляющей в раскрытии замысла куратора. Архитекторы постарались выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки.
 


Фотография: Василий Буланов, Planet9

Фотография: Василий Буланов, Planet9

Фотография: Василий Буланов, Planet9

Фотография: Василий Буланов, Planet9
пресс-релиз:
«В 1528 году Эразм Ротердамский писал о Дюрере: «...чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека...» Поэтому я предложила архитектору выставки создать такую среду для его произведений, которая помогла бы раскрыть художественный язык великого мастера во всей полноте», – поделилась своим видением куратор выставки Наталья Углева.
 
Архитектор и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова: «Главной отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции стало само творчество великого мастера эпохи Возрождения. Инсталляции, представленные в залах, вдохновлены заданным художником контекстом. Они становятся своего рода тотемами, заключая в себе смысл каждой из глав повествования и транслируя его на уровне ощущений и ассоциаций».

Так, например, комета с гравюры «Меланхолия I», являвшаяся во времена художника предвестником чего-то дурного, неким тревожным знамением, навела архитекторов на мысли о космогонических мифах и лунном затмении, а отчужденность и холодность космического пространства определила выбор горячекатанной стали в качестве акцентного материала в первом зале. Традиционная техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске, в которой, в том числе работал мастер, закрепила металлы золотистых оттенков в статусе основной фактуры экспозиции. И поскольку в задачу архитекторов входило и звуковое оформление экспозиции, мы добавили к пространственному измерению еще и саунд дизайн, который дает дополнительную драматургию проекту. Поэтому к инсталляции с небесным телом было решено добавить звук одинокой капли, падающей словно с вековых сталактитов в глубокой гулкой пещере, чтобы усилить ощущение вечности, безвременья космического пространства.

Валежник, неизменный атрибут крестьянского быта, символизирует хлопоты персонажей с гравюр Дюрера, проводящих свои дни в неизбывных трудах. Дополняет инсталляцию шелест колышущихся листьев как некий пасторальный мотив, звук крестьянских будней, проходящих в трудах, звук гуляющего в полях ветра. Драпировки сакрального одеяния Богоматери повлияли на пластику стены, она словно вторит рассказу, развернутому в серии копий Маркантонио Раймонди.

Характерные нимбы святых в серии работ «Размышляя о священном» нашли отражение в перекрестных сияющих лучах, складывающихся в центре зала в циклопическую небесную арфу. Звуковое сопровождение в виде легкого перезвона хрустальных колокольчиков кажется музыкой незримых ангелов, как бы доносящейся из небесной выси.

Плотность и жесткость штриха в серии «Гравированные страсти» созвучна спутанным нитям в подпотолочном пространстве, а их багряный цвет накаляет атмосферу зала, побуждая зрителей сопереживать тяготам Христа.

Тема судьбы, фатума, блуждания человеческой души в мирской суете была интерпретирована нами как хаотичный лес колонн, создающий эфемерное препятствие на пути зрителя. Столбы, расставленные в зале, буквально заставляют его петлять, словно между деревьев. Ощущение этого мистического леса усиливается стрекотом цикад и зловещим уханьем совы. Зависшие в невесомости камни олицетворяют останки, сохранившиеся после взрыва небесного светила. Инсталляция словно фиксирует момент полного распада материи, уходящей из-под ног земли и надежды на новое начало. А звуки схода снежной лавины и рассыпающейся горной породы вторят застывшим в воздухе каменистым глыбам….

Напомним, что на выставке в Историческом музее представлено более 120 гравюр мастера, включая самые известные – «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана», а также серия «Апокалипсис» из пятнадцати листов иллюстрирующих последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова».

Также в экспозиции впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера из собрания Исторического музея, среди которых такие известные как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье». Произведения великого мастера сопровождаются работами его современников, которые копировали его гравюры и предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV-XVI вв. из собрания ГИМ.
 
Куратор выставки: Наталья Углева
Архитекторы: Агния Стерлигова, Елена Рассадина, бюро Planet9


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки