10 октября в рамках выставки АРХ-Москва в Гостином Дворе пройдет стратегическая сессия на одну из самых острых проблем российского урбанизма и архитектуры – проблему реконструкции и (или) реновации пятиэтажной застройки в стране (500 миллионов м2., где проживают более 20 миллионов человек).
В последнее время в правительстве ведется активная дискуссия о перспективах реконструкции сложившейся застройки, недавно появившийся новый законопроект на эту тему, ранее отклоненный законопроект Г.П. Хованской, реализуется Московская реновация со шлейфом разнообразных острых проблем, заявлены программы пространственного развития РФ и реконструкции 100 городов и т.д.
Шкала предложений в этой области колеблется от «шапкозакидательских» предложений о распространение опыты Московской реновации на всю страну, до реалистических заявлений что реконструкция на 30% дешевле реновации ( исследование КБ Стрелка) и т.д. , но все эти инициативы имеют происхождение в правительственных, или около правительственных кругах, от общественных движений и самих жителей в связи с со сложностью и глобальностью проблемы слышны лишь разнообразные локальные предложения и критика не системного характера.
Впервые представлено комплексное, системное предложение рожденное в профессиональной, научной и общественной среде, главные его тезисы:
- создание механизме включение жителей в процесс реконструкции на всех этапах (а не только в общественные слушания);
- реконструкция с минимальным сносом в рамках средне этажной застройки 6-8 этажей,( с плотностью не более 14-16 тыс. м2 на га.);
- обеспечение комплексной реконструкции территории включая школы, детские сады, поликлиники, общественные пространства, дворы, сети.
Ряд тезисов имеет системный характер и предлагаем механизм комплексного решения проблемы:
- создание экономического, юридического, правового, управленческого, архитектурно-урбанистического, инженерно-технологического алгоритма деятельности для обеспечения комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки в формате национального проекта или институциональной системы деятельности (на основе разработанной авторами концепции «Институализации инновационного развития в урбанизме, архитектуре и дизайне»);
- разработка и утверждения на федеральном уровне 4-6 архитектурно-пространственных и проектно-технологических моделей реконструкции с утверждением их на федеральном уровне для применения на всей территории РФ;
- разработки системного, цифрового программного продукта для обеспечения эффективного, инновационного, устойчивого процесса реконструкции жилой среды 50-60 х годов с полной ее трансформацией за 10-20 лет с созданием территорий комфортной, современной, инновационной, энерго-эффективной, социально-ориентированной, эстетически разнообразной городской среды на 20%-40% территории городов РФ;
- создание механизма привлечения финансовых ресурсов из разных источников для обеспечения комплексной реконструкции (средств кап. ремонта, национальных проектов, федеральных и региональных субсидий, кредитных и инвестиционных ресурсов, и т.д.);
- создание организационных структур в форме региональных или территориальных «Фондов реконструкции городской среды» (возможно на основе фондов кап. ремонта) , научно-проектно-внедренческого центра на базе ведущих профильных вузов для детальной разработки Платформы и формирования алгоритмов деятельности, создание сетевой магистратуры;
- проведения национального Урбанистического форума на эту тему в Калининграде (в 2021 году).
Для экспериментальной апробации концепции Платформы разработано предложение по пилотной, комплексной, реконструкции 2-х кварталов в центральной части г. Калининграда и территории вдоль улицы Гагарина в Самаре под которой проходит линия метро, ведутся переговоры о присоединении к проекту Южно-Сахалинска, Череповца и д.р.
Предложения и приглашения принять участие в обсуждение Платформы были направленны во все государственные структуры - Минэкономразвития РФ, Минстрой РФ, Минцифровизации РФ, ДОМ.РФ, Государственную Думу, Минобрнауки, АСИ, АО Сбербанк, ЦСР, и т.д..
Разработка долгосрочной стратегии реконструкции сложившейся застройки задача, требующая системного и решения на длительную перспективу. Все прекрасно понимают, что если ничего не делать в этой области, то через 10-30 лет все эти 500 миллионов м2 создадут такую социально-экономическую проблему в стране, что ликвидация ветхого жилья которая пока так и не решена «покажется цветочками», но такой горизонт планирования пока не доступен для нашей управляющей вертикали. А создание механизма поддержки проекта жителями позволит преодолеть системное противоречие между социальными интересами граждан и интересами административно-девелоперской вертикали.
Проведена большая работа с органами власти, общественными организациями, профессиональным сообществом в г. Калининграде и Самаре, Южно-Сахалинске и д.р., для разработки программы пилотной апробации Платформы.
Все эти предложения разработаны на инициативной основе преподавателями, бакалаврами, магистрами, аспирантами – МАРХИ совместно с общественной организацией «Институт инноваций в урбанизме, архитектуре и дизайне», с участием ряда проектных мастерских , причем без какого либо финансирования (!!!!), что демонстрирует огромные и не использованные возможности высшей школы, общественных и профессиональных инициатив в формирования инновационной модели экономики и решения глобальных социальных и пространственных проблем страны.