|
пресс-релиз:
Выставка проходит в оффлайн и онлайн-форматах. Подробности - на сайте Музея Москвы, на сайте выставки и ее странице в facebook, на странице и сайте АБ "Остоженка".
Остоженка известна с XIV века как низменная, пойменная местность на берегу Москвы-реки. Здесь находились луга и покосы, обычным элементом ландшафта были стога сена, отчего местность получила название Остожье. Первый проектный импульс территория получила в XVI веке, когда вошла в Земляной город и здесь был учрежден Зачатьевский монастырь. Поблизости стали селиться дворяне Еропкины, Лопухины, Хилковы, Савёловы.
Следующая проектная волна накрыла Остоженку в конце XIX века после строительства храма Христа Спасителя. Прилегающие к нему кварталы стали застраиваться многоквартирными доходными домами по проектам Кекушева, Дубовского, Жерихова и многих других известных архитекторов.
Меньше чем через тридцать лет по социалистическому Генплану Москвы здесь собирались построить огромный Дворец Советов, линию метро и снести всю историческую застройку для разбивки новых проспектов и парков.
Этот замысел был реализован частично: Храм взорван, метро построено, но Дворец так и остался проектом, а на его месте появился бассейн «Москва». Территория надолго лишилась проектного потенциала.
Только в конце XX века Остоженка стала проектом одноименного бюро и полем активности московских девелоперов.
«Все 90-е годы Остоженка в московской архитектуре занимала положение образца. Это была не реальность зданий, это был проектируемый образец, и проектируемый правильно. Александр Скокан стал непререкаемым авторитетом, а возглавляемое им бюро «Остоженка» – идеальной моделью функционирования постсоветской архитектуры», — Григорий Ревзин, «Остоженка в русской архитектуре».
Выставка «Остоженка: проект в проекте» в Музее Москвы посвящена тридцати годам жизни и деятельности Архитектурного бюро «Остоженка» и представляет проекты и философию Бюро, историю жизни места глазами участников и свидетелей последних преобразований.
По задумке куратора Юрия Аввакумова, выставочный зал имеет четкую геометрию: прямоугольный треугольник, в одном из катетов которого расположены входы в зал, а вдоль гипотенузы размещаются три видеобокса. В первом посетители увидят фильм-экскурсию с Андреем Гозаком, во втором – фильм Михаила Скорохода об одном из первых зданий Бюро в районе и проекцию видеонаблюдения в режиме онлайн за одним из дворов и его обитателями, в третьем – современное скоростное видео новых архитектурных объектов «Остоженки», снятое с помощью квадракоптеров.
В центральной части экспозиции расположен «стол переговоров» с двенадцатью мониторами. Оказавшись перед ними, посетители выставки узнают 12 удивительных историй, рассказанных архитекторами, проектировавшими в разное время в районе Остоженка, и связанных с гением места.
Еще одна важная часть выставки представляет артефакты из архитектурного бюро: табурет ВХУТЕМАС, скульптура «Берегиня», модель самолета «Илья Муромец» и еще десятки экспонатов, среди которых картины и архивные фотографии. Истории появления артефактов в мастерской расскажут сами архитекторы, но только если посетители этого захотят.
Также в выставочном зале разместятся "именные" стулья сотрудников бюро, награды и премии, полученные за тридцать лет.
Юрий Аввакумов, куратор выставки, российский архитектор, художник:
«Остоженка — не место, а бюро — связана у меня с понятием “нормы”, не строительной, а архитектурной, которая предполагает проектировать только то, что этому месту необходимо и чего при строительстве окажется достаточно. Эта норма не измеряется числом реализаций, скорее напротив – запасом неприкосновенного, материального и духовного».
Выставку будет сопровождать открытая образовательная программа.
АБ «Остоженка» — российское архитектурное бюро. Первой работой коллектива, выполненной в составе Научно-проектного центра МАРХИ под руководством А. Скокана, стал проект комплексной реконструкции микрорайона «Остоженка» – новый опыт подобного рода в Москве, основанный на оригинальной методике градостроительного проектирования в историческом центре города. В 1989 году в составе НПЦ МАРХИ было образовано проектное бюро «Остоженка». В 1992 году Александр Скокан, Раис Баишев, Андрей Гнездилов, Дмитрий Гусев, Валерий Каняшин и Владимир Ерманенок стали учредителями частного архитектурного бюро, которое в течение многих лет выполняло функции генерального проектировщика микрорайона. За тридцать лет работы по проектам «Остоженки» построено более 4,5 миллионов квадратных метров жилых, офисных и торговых зданий, многофункциональных комплексов, реализовано и находится в стадии строительства более 100 объектов нового строительства и реконструкции в Москве, городах Московского региона, Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске, других крупных региональных центрах.
Музей Москвы основан в 1896 году и посвящен городу и горожанам. Коллекция насчитывает более 1 миллиона артефактов. Музей Москвы — это многофункциональный музейно-выставочный и событийный центр, который представляет историю Москвы и самое интересное, что происходит в современном мегаполисе, объединяя прошлое, настоящее и будущее столицы и ее жителей. Музей Москвы включает музеи-отделы: Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского.
Архитектура выставки: Юрий Аввакумов
Генеральный партнер: компания AGC Glass Russia
AGC Glass Russia — ведущий производитель стекла в России, выпускающий широкую линейку стекла для строительной и автомобильной отраслей, с высокоэффективными современными производствами в Московской и Нижегородской областях и мощной дистрибуционной сетью от Калининграда до Иркутска. Уникальные материалы и решения, предлагаемые AGC, изо дня в день делают жизнь людей во всем мире лучше.
Застройка выставки: ООО «Экспо-Проект»
|