Эта экспозиция посвящена рисункам, связанным с архитектурой — искусством, произведения которого осязаемо и надолго определяют облик и содержание нашей среды обитания. При этом сегодня они являются сложным симбиозом экономических, технологических, социальных и политических факторов, часто довлеющих над художественными. Но есть пространство, в котором архитектор всегда выступает независимым творцом и может без оглядки на какие-либо ограничения формулировать свои мысли, выражать чувства и структурировать наблюдения. Это пространство бумажного листа. Взаимодействие с ним сознания, глаза и руки, оснащенной всем, чем можно рисовать, обладает особым, почти магическим свойством, не поддающимся переносу в цифровую среду, несмотря на ее уже доминирующую роль в современных архитектурных процессах.
Очень важная часть профессии, для которой сейчас далеко не все архитекторы находят время и место в своей практике — исследование архитектуры, созданной в разные эпохи. И непревзойденный его метод – рисунок с натуры. Ни фотографирование, ни просто длительное рассматривание не дают такого погружения в объект и в результате — понимания его сути в целом и деталях. Одновременно это и действенный способ настройки профессиональной «оптики» — распознавания удачных пропорций, соотношения объемов и масштабов, сочетания материалов. Бывает и так, что, усердно прорисовывая по кирпичику или по бревнышку старинные здания, авторы стремятся хотя бы на бумаге сохранить то, чему грозит исчезновение. И, пожалуй, нет более красноречивого и эмоционального средства передачи архитектурных впечатлений.
Отдельный жанр архитектурной графики — фантазия. Это не только визионерские образы возможного будущего, в последнее время в основном пророчащие крах урбанистической культуры, но и видения альтернативного мироустройства, а также критические послания, обращающие внимание на различные проблемы, сопряженные с архитектурой и социальной ответственностью ее авторов.
И еще есть рисунок к проекту — самый прикладной, но не исключающий самодостаточной художественной ценности вид архитектурной графики. За последние 15 лет компьютерные визуализации практически вытеснили бумажные подачи из области презентации результатов проектирования. Однако не перевелись еще архитекторы, которые находят смысл и максимальное соответствие идее их проекта в возможностях именно рисунка от руки. А на первых этапах работы эскиз на бумаге остается самым быстрым и прямым путем проявления и кристаллизации туманного замысла, зреющего в голове архитектора. Рисунок здания нередко живет дольше самого здания и служит единственным источником информации. Язык рисунка понятнее широкой аудитории, чем чертежи и диаграммы. Но, пожалуй, самая большая его ценность, как и любого изображения, созданного руками, состоит в непосредственном отпечатке личности автора.
На этой выставке представлены все виды архитектурных рисунков, выполненных в широком диапазоне техник: от карандаша до акварели. Их авторы — финалисты Международного конкурса «АрхиГрафика 6», архитекторы и художники. Шестой смотр собрал свыше 400 работ со всего света. Лучшие произведения выбирало Международное жюри во главе с авторитетным архитектором и графиком Сергеем Чобаном, основателем Фонда — Музей архитектурного рисунка в Берлине. Поддерживает конкурс с момента его основания и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, куратор специальной номинации «Москва. XXI век». Вместе с ними в жюри «АрхиГрафики 6» работали известные российские и зарубежные архитекторы Максим Атаянц, Михаил Белов, Тотан Кузембаев, Алвару Сиза, Михаил Филиппов, Андрей Чернихов, мастер городского пейзажа, акварелист Альваро Кастаньет, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева.
Все работы конкурса можно увидеть на его сайте competitions.archplatforma.ru, где скоро откроется прием работ на «АрхиГрафику 7».
При поддержке Фонда Сергея Чобана — Музей архитектурного рисунка, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, LAUFEN (Roca Group), Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, Международного архитектурного благотворительного Фонда имени Якова Чернихова.
Куратор проекта: Екатерина Шалина