|
пресс-релиз:
Свободные Государственные художественные мастерские были образованы в 1918 году на базе Строгановского художественно-промышленного училища (Рождественка, 11) и Училища живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая,21). Два года существования Мастерских заложили фундамент ВХУТЕМАСа. На выставке представлены ученические работы, а также работы на звание художника-архитектора архитектурного отделения Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища 1900х 1910-х гг. из собрания Музея МАРХИ.
Главным экспонатом выставки является впервые представленное «Дело по Выборам руководителей Свободных государственных художественных мастерских 1918 года». Документальный фонд ВХУТЕМАСа, в состав которого входил и архив СГХМ, после войны оказался в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Затем он был передан во вновь образованный Российский государственный архив по литературе и искусству (РГАЛИ ). Однако Дело по Выборам руководителей все это время находилось в архиве Московского архитектурного института, который стал приемником ВХУТЕМАСа, на Рождественке, 11. С образованием Музея МАРХИ в 1989 году дело было передано ректором института в его фонды. Материалы дела характеризуют общую ситуацию в художественных кругах после революции 1917 г. Учащиеся Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества выступили с лозунгом «Да здравствует Свободное искусство!». Левые течения в искусстве, не пользовавшиеся популярностью до революции стали активно сотрудничать с Советской властью. На этом этапе было важно, чтобы творческая полемика сторонников различных течений не мешала привлечению творческой интеллигенции к сотрудничеству с новой властью. Закрытие Московского художественного общества привело к тому, что к осени 1918 года Строгановское училище и УЖВЗ перешли в ведение Наркомпроса. 5 сентября 1918 года Постановлением Наркомпроса, подписанным Правительственным Комиссаром по Делам Искусств Д. Штеренбегом, все художественные школы в стране были преобразованы в Свободные Государственные художественные мастерские. Эта реорганизация коснулась и Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Согласно этому Постановлению всем художественным течениям обеспечивались равные права и соответственно места в Мастерских. Одновременно с этим учащиеся имели право выбрать себе руководителя самостоятельно. Таким образом, удовлетворялись требования учащихся о предоставлении им руководящей роли в жизни искусства, а Наркомпрос гарантировал всем течениям место в Свободных мастерских. На деле последнее обстоятельство оказалось в формальном противоречии с правом учащихся свободно выбирать себе преподавателей, что и демонстрируют материалы «Дела», представленные на выставке и отражающие все этапы выборов. На первом этапе было необходимо выделить основные художественные течения и их представителей. Затем начинался сбор подписей за кандидатов, который и выявил основное противоречие Постановления. Особенного внимания заслуживают заявления о выдвижении кандидатов в руководители Мастерских, среди которых блистательные имена представителей разных течений Малевича, Кандинского, Татлина, Коровина, Кончаловского, Кузнецова, Лентулова и других художников, архитекторов и скульпторов.
На выставке также представлены работы раннего периода ВХУТЕМАСа из собрания Музея МАРХИ. Собранные вместе в едином пространстве работы до революционного и послереволюционного периодов показывают насколько изменилась художественная ситуация и в то же время отражают трансформации художественного образования. Большинство работы учеников УЖВЗ, Строгановки и ВХУТЕМАСа, представленных на выставке, демонстрируются впервые. «Дело по Выборам руководителей» экспонируется в фотокопиях.
Выставка продлится до декабря 2008г. Время работы галереи: 12-18, кроме воскресенья, суббота по договореннности, тел. 624-29-24
|