Название инсталляции отсылает к знаменитому рассказу Борхеса «Вавилонская библиотека», в котором говорится о фантастическом бесконечном расширяющемся хранилище текстов. Считается, что это описание предвосхитило сегодняшние электронные библиотеки.
«Невавилонская библиотека» – наоборот, памятник библиотеке в человеческом, даже домашнем смысле этого слова. Это библиотека, в которой все книги отобраны, прочитаны и перечитаны, оплаканы и обдуманы. Это проект, снова сводящий вместе эти составляющие того, что есть для нас «книга». Ее привлекательная предметность – тяжесть, блеск/матовость, цвет переплета, шелест страниц и их запах, та атмосферу спокойствия и зачарованности, которая неизбежно настигает человека, оказавшегося в наполненной книгами комнате. И, собственно, текст.
«Невавилонская библиотека» представляет собой тысячу книг – вернее, тысячу бумажных изданий книг – которые Анна Наринская прочитала и считает прекрасными. Там есть сказки, которые читали ей в детстве и которые она потом читала своим детям, сборники стихов, великие философские труды, главные мировые романы, поваренные книги и комиксы. То есть те книги, из чтения которых и складывается человеческая жизнь.
Александр Бродский помещает эти книги в оболочку, внутри которой создается отчасти таинственная атмосфера кроличьей норы, куда упала кэролловская Алиса (нора, если кто помнит, была заставлена книжными шкафами), а отчасти воспроизводится дух маленькой передвижной сельской библиотеки. Посетители могут брать книги в руки, листать, читать, переставлять в «своем» порядке.
Потому библиотека возникает именно так – из личных отношений человека и книги. Во всяком случае Невавилонская библиотека.
Автор художественного проекта – Александр Бродский
Куратор – Анна Наринская
Архитекторы – Надя Корбут, Кирилл Асс