Новый год еще не начался, а Музей Дизайна Vitra уже анонсирует планы на новый сезон. 30 марта 2019 года в Вайле-на-Рейне откроется выставка «Балкришна Доши: архитектура для людей». Это будет первая международная ретроспектива (за пределами Азии), посвященная лауреату Притцкеровской премии 2018 года, индийцу Балкришне Доши. Известный на весь мир градостроитель - один из немногих архитекторов в своей стране и первый индийский зодчий, удостоенный самой авторитетной в своем роде награды. Выставка будет открыта до 8 сентября 2019 года.
За 60 лет практики Доши реализовал множество проектов, следуя принципам современной архитектуры и адаптируя их к специфике местной культуры, традиций, ресурсов и природы. На выставке будут представлены некоторые из самых значимых проектов Доши, которые были реализованы в период между 1958 и 2014 годами: от целых городов до академических кампусов, культурных институций и частных домов. Экспозицию составит обширный корпус оригинальных документов, таких как рисунки и чертежи, макеты и художественные работы из архива и студии Доши, а также фотографии, видеоматериалы и несколько полномасштабных инсталляций. Частью выставки станет хроника, представляющая обзор карьеры архитектора с 1947 года по сегодняшний день и свидетельствующая о его тесных взаимоотношениях с другими влиятельными архитекторами и лидерами архитектурной мысли, такими как Ле Корбюзье и Кристофер Александер.
Выставка знакомит мировую аудиторию с работами Доши и демонстрирует его вклад в формирование современной индийской архитектуры и нескольких новых поколений архитекторов. Ретроспектива предлагает не только обзор архитектурных проектов Доши, но и осмысляет идеалы, которые лежат в их основе, и социальный контекст, в котором они были созданы. Гуманистическая философия Доши сформировалась под влиянием его индийских корней вкупе с западным образованием и стремительными изменениями в индийском обществе, которые происходили с начала 1950-х годов. Доши выработал свой собственный авторский стиль, который существует на стыке между индустриализмом и примитивизмом, между современной архитектурой и традиционной формой. Практика Доши основана на идеях устойчивого развития и рассматривает архитектуру в более широком контексте культуры и окружающей среды, а также социальных, этических и религиозных убеждений.
Экспозиция состоит из четырех разделов, исследующих основные темы в творчестве архитектора. Первый из них посвящен учебным заведениям постройки Доши. Ключевым проектом раздела является кампус Центра экологического планирования и технологии (CEPT) в Ахмадабаде, на котором в течение 40 лет был реализован ряд наиболее значительных зданий архитектора. В 1962 году Доши основал Школу архитектуры - многопрофильное учреждение, основанное на убеждении, что особой питательной средой для образования является междисциплинарное взаимодействие. Доши спроектировал здание как свободно перетекающее пространство без жесткого членения на секции, что, по замыслу архитектора, должно способствовать диалогу между студентами и преподавателями. Школа изменила облик архитектурного образования в Индии и стала одним из ключевых центров городского планирования страны.
Второй раздел выставки посвящен вопросам дома и идентичности, а также потенциалу архитектуры способствовать социальным переменам. Доши разрабатывал новые подходы к социальному и экспериментальному жилью, основанные на партиципаторном методе и идее адаптации к меняющимся потребностям и запросам пользователей. Ярким примером подобных построек является комплекс доступного жилья Aranya, спроектированный для градостроительного агентства Indore Development Authority. Комплекс был построен по принципу типового проекта и сегодня является домом для более 80 000 человек. Модульная система позволяет жителям адаптировать дома к собственным потребностям и экономическим возможностям. Примером жилых построек Доши меньшего масштаба является его собственный дом, получивший название Kamala House (1963). Просторное, но экономичное здание с крестообразной планировкой обеспечивает максимальную освещенность во всех помещениях, а кирпичные стены с теплоизоляцией снижают воздействие летней жары.
Третий раздел посвящен учреждениям, в постройке которых Доши принимал участие на протяжении последних 60 лет. Важным примером является Индийский институт управления (IIM) в Бангалоре (1977–1992). Обширный кампус института застраивался в течение 20 лет с многочисленными изменениями изначального плана. Дворы института - как большие сады, коридоры служат интерактивными узлами общения; вместе они расширяют пространство обучения. Другой вехой в институциональной архитектуре Балкришны Доши является его собственная студия Sangath в Ахмадабаде (1980). В образе постройки слились воедино воспоминания архитектора о доме детства и о студии Ле Корбюзье в Париже. Сегодня в этом здании работают бок о бок три поколения семьи Доши. Как и во всех постройках архитектора, неотъемлемой частью дизайна здания являются ландшафт и целевое назначение. Пространство студии может быть легко преобразовано в концертный или лекционный зал. Расположенная в окружении новых высотных зданий и поднятой на эстакаду линии метро, студия - тихий оазис в бурлящей среде города.
Завершающий раздел выставки посвящен крупномасштабным проектам городского планирования, примером которых являются генеральный план и градостроительные директивы для Vidhyadhar Nagar (1984), жилого квартала на 150 000 жилищ, расположенного на окраине Джайпура в Раджастане на севере Индии. Квартал спроектирован как энергоэффективное поселение и вдохновлен старым городом-крепостью Джайпур. Идея города основана на сочетании древних принципов градостроительства, современных потребностей и реалий местного контекста. Социальные объекты, такие как школы, медицинские центры и игровые площадки, размещены вдоль линейного открытого пространства, которое образует центральную ось активности. Натуральный камень, выступы и балконы не только помогают обеспечить улучшенный микроклимат, но и воссоздают визуальный контекст местной традиционной архитектуры.
Объемный каталог выставки включает в себя статьи Кази Ашрафа, Симоне Бадер, Кеннета Фрэмптона, Хушну Хофа, Раджива Катпалии, Йоланте Куглер, Ханса-Ульриха Обриста, Юханни Палласмаа, Саманты Субраманианы, Марты Торн и Николаса Фокса Вебера. Выставку в Музее Дизайна Vitra сопровождает насыщенная программа лекций, бесед и дискуссий, а также мастер-классов и других мероприятий.