Экспозиция откроется во флигеле «Руина» – бывшем здании конюшен при усадьбе Талызиных на Воздвиженке, пришедшем к концу XX века в упадок и превратившемся в настоящую руину, которая была тщательно отреставрирована с консервацией всех сохранившихся конструктивных и декоративных элементов, и с 2017 года работает как выставочное пространство Музея архитектуры. Это уже четвертый проект, организованный Smart Art (в лице Анастасии Карнеевой и Екатерины Винокуровой) и направленный на поддержку молодых российских художников, два из них проходят при поддержке Альфа-Банка.
«Руина» стала для Паперно отправной точкой в подготовке проекта и центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Руина – это не только про исчезающее или исчезнувшее место, это еще и важнейший образ для культуры Нового времени. Она стала символом концентрированного прошлого, меланхолии и тоски по «золотому веку», выражала и культивировала эстетику медленного распада, стала едва ли не главным фоном для европейских живописцев XVIII - XIX столетий. К XX веку очарование руиной и руиной-как-идеей никуда не исчезло, только сам образ и специфическое «руинированное» состояние распространялось не столько на архитектуру, сколько на большие идеологические и политические проекты, и шире на культуру, которая многократно распадалась и пересобиралась вновь.
Паперно как раз и работает с этим культурным контекстом, с ситуациями, когда культура и цивилизация становятся вдруг условным набором странных правил, кодов, смысл которых давно потерян. Она отыскивает эти моменты обрыва связей и со всей нежностью и иронией представляет их, работая с разными художественными средствами.
Так, например, графическая серия на первом этаже представляет собой изображения большинства так называемых «отмененных созвездий». В 1922 году Международный астрономический союз утвердил современный список из 88 созвездий; было решено, что список станет окончательным и новых созвездий добавляться не будет. Число 88 не имеет никакого культурного или научного значения – оно случайное. Созвездия, не признанные Международным астрономическим союзом, были отменены, в их списке насчитывает более 50 имен. Или то, что видится идеальной абстрактной живописью, в которую мы привыкли всматриваться, наслаждаться цветом и динамикой, на самом деле - умноженные троекратно серые светила (триптих «Серое солнце»).
На третьем этаже музея – серия работ на тему одной из самых стабильных опор цивилизации – образования, и в частности художественного, которое давно превратилось в набор повторяющихся ритуалов, «постановок»: в серии фотографических натюрмортов Паперно выставляет идеальные композиции для урока в художественной школе, а на самом деле кажется, что это черепки, сухой остаток большой культуры.
Центральным элементом всей выставки станет сломанная колонна – скульптурный объект, пронизывающий три этажа «Руины» и представляющий собой ломающуюся колонну. Идея работы возникла из реальной истории, случившейся с французским художником Гюставом Курбе, когда он, будучи комиссаром по культуре Парижской коммуны, руководил сносом Вандомской колонны. Колонна Паперно – это ироничный знак, абсолютный перевертыш по отношению к руине, которая распространяется горизонтально, расползается, углубляется и врастает в поверхность. Здесь же белая колонна устанавливает вертикальную ось как будто игрушечного распада, при этом колонна – кстати, как и руина – один из самых устойчивых символов европейской культуры, вступает в странные отношения с «Руиной», стягивая отдельные группы работ, заставляя само пространство как будто встряхнуться и освободиться от груза смыслов, собственной истории и «нажитых» культурных контекстов.