|
пресс-релиз:
В Парадных залах Невской анфилады здания Академии художеств открывается выставка «Жажда античности», посвященная отражению античной архитектуры художниками трех последних столетий. Более двухсот произведений в графике и архитектурных моделях позволят посетителям исследовать эволюцию художественного взгляда на древнеримские и древнегреческие памятники.
Идея проекта принадлежит архитектору, графику и преподавателю Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии Художеств, Максиму Атаянцу. Объединив в экспозиции работы из собрания музея при Академии художеств, собственную коллекцию графики европейских мастеров XVIII—XIX века и свои работы, выполненные в последние 30 лет, Атаянц создал выставочный нарратив, тема которого — вечная красота.
Три века изучения античной архитектуры мастерами разных эпох дают множество сюжетных совпадений, что представляет посетителям плодотворную возможность сопоставлений. Памятники Рима, такие, как Колизей, Пантеон, театр Марцелла, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, а также храмы Пестума, древнегреческой колонии на юге Италии были и остаются классическими сюжетами для работ художников с XVIII по XXI век. Существование фотографии, казалось бы, могло полностью вытеснить желание запечатлевать легендарные руины и в трудоемкой технике рисунка пером и акварелью. Но работы Атаянца, представленные на выставке, убеждают в незаменимости художественной, рукотворной интерпретации натурных впечатлений от архитектурной классики.
В рамках выставки впервые публике будут показаны уникальные пробковые модели важнейших памятников Древней Греции и Рима, созданные итальянскими мастерами в 1770-е годы, и коллекция античных ведут художника Шарля-Луи Клериссо (1721-1820 гг.). Эти экспонаты музея Российской Академии художеств были привезены в Россию Екатериной II, по ним учились практически все студенты Императорской академии.
Дополняют выставку «Жажда античности» работы известных стипендиатов Академии, которые получили «пенсион» и возможность вживую увидеть все, что так долго изучали в архитектурных классах. Многие из рисунков и акварелей с изображением античных архитектурных произведений, представленные в Тициановском и Екатерининском залах, выполнены известными в дальнейшем русскими архитекторами: М. Е. Месмахером, А.И. Кракау, А. М. Горностаевым.
Основные части экспозиции выставки «Жажда античности»:
Собрание уникальных пробковых моделей памятников Древней Греции и Рима было помещено в академии как наглядное пособие для будущих архитекторов. К выставке «Жажда античности» многие модели были отреставрированы, в полном объеме коллекция будет показана впервые. Модели появились в России при Екатерине II, которая приобрела их в Италии для своих внуков Александра, (будущего императора Александра I), и Константина. В 1800 году коллекция по воле Павла I была передана Эрмитажем в Академию художеств.
Античные ведуты французского архитектора Шарля-Луи Клериссо — городские пейзажи Рима, выполненные в 18 веке акварелью или гуашью. Клериссо в своих работах сумел достичь высокой степени обобщения, создать изобразительную формулу прекрасных руин, представленную в реальных и вымышленных видах. Покупка его обширной коллекции Екатериной II была данью ее увлечению античностью и архитектурой; большая часть ведут хранится в Государственном Эрмитаже, а часть — в музее Академии художеств, которой императрица активно покровительствовала.
Коллекция гравированных ведут античных памятников и архитектурных рисунков XVIII-XIX веков, собранная Максимом Атаянцем, включает в себя работы разных авторов и представляет разные стадии подхода к теме — от натурных зарисовок до законченных картин с сюжетами. Особое внимание художников к памятникам античной архитектуры в европейском искусстве насчитывало уже два столетия, прежде чем в XVIII веке превратилось в настоящую страсть. Она заставляла и архитекторов, и живописцев предпринимать путешествия в поисках новых памятников, изучать и запечатлевать руины в рисунках и гравюрах, открывать законы их красоты.
Собственные рисунки архитектора, графика и преподавателя РАХ Максима Атаянца, созданные в период с начала 1990-х годов до 2018 года. Это зарисовки античных памятников Греции и Рима, тщательно выполненные, обычно карандашом цвета сепии, на фактурной бумаге. Среди них есть всем известные Колизей, Парфенон или памятники Пьяцца дель Пополо в Риме, малоизвестные Пестумские храмы и сирийская Пальмира.
По словам журналиста и архитектурного критика Григория Ревзина: «Рисунки Максима Атаянца — это масштабное, трудолюбивое и какое-то по-особому благородное графическое исследование античности. Это не с чем сопоставить в пределах последнего века. Такого больше никто не делает. Зато их более или менее можно представить себе явлением графики XVII-XIX веков. До рождения модернизма. До появления фотоаппарата. До того, как наука и искусство разделились на две мало связанные стратегии познания мира».
Еще один раздел выставки – это работы выпускников и студентов академии конца ХIX века, получавших государственные средства (пенсионы) на заграничные путешествия. В поездках они оттачивали мастерство, создавая живописные и графические работы. Лучшие работы поступали в коллекцию архитектурного класса, значительное место занимали проекты реставрации античных построек и их натурные изображения в рисунках и акварелях.
|