6 апреля в рамках открытия выставки состоится лекция (с 18:00) куратора и организатора выставки в Москве – Владимира Белоголовского.
Эмилио Амбас, предшественник «зеленой архитектуры», считает, что архитектура должна быть прагматичной, но главная ее цель – вызывать у нас эмоции. Именно по этой причине его архитектура имеет очень поэтическое и «уединенное» свойство. Она не относится к какому-то определенному времени и не обязательно принадлежит к какому-либо конкретному месту. Проекты Амбаса больше похожи на мечты, в которых мы сталкиваемся с фантастическим слиянием архитектуры и ландшафта. Архитектор говорит: «Идеально было бы прибыть на участок земли, плодородной и приветливой, и постепенно земля бы приняла форму, предоставив нам обитель. И в этом волшебном пространстве никогда бы не было дождя и никаких тягот иного рода. Мы вынуждены строить жилье на земле лишь потому, что мы не желанны на этом свете. Каждый акт строительства - это вызов природе. В идеальной природе нам не нужны были бы дома».
Частные дома архитектора наилучшим образом иллюстрируют его поиски космологических моделей. Эти фантастические структуры представляют собой идеальный баланс между идиллической вселенной и утопическим, гармоничным мифом об Аркадии. Дом духовного спокойствия является акцентом выставки. Его автономный, напоминающий маску фасад, пересматривает многие ключевые понятия архитектуры - отношение здания к ландшафту, небу, человеку. Он одновременно здесь и там, внутри и снаружи. Это начало и конец, открытие и закрытие, прочно обоснованное и безнадежно зависшее в воздухе. Его структура прогрессивно современная, деконструктивистская, немного искусственная, догматическая и, тем не менее, традиционная, домашняя и откровенно аутентичная. Это некая сценическая площадка, на которой человеческая деятельность принимает практически любую форму.
Глядя на проекты Амбаса, можно представить себе конструкции древних цивилизаций: доисторические примитивные хижины, пещеры, астрономические обсерватории, террасные сады, зиккураты, лабиринты, амфитеатры и руины гробниц. Архитектор принимает участие в таком архетипическом квесте, поскольку считает, что «во всех нас есть глубокая потребность в ритуале, церемониях и процессиях, магических одеждах и жестах. Моя работа - придание архитектурной форме таких первостепенных понятий как рождение, любовь и смерть. Они связаны с существованием на эмоциональном и страстном уровне».
Бескомпромиссный идеализм - это тема, лежащая в основе работы Амбаса. Он считает, что любой архитектурный проект, не пытающийся предложить новые или лучшие способы существования, неэтичен. Амбас заботится не о стилях, а о том, может ли архитектура нести эмоциональный заряд. Идеалистическое видение архитектора больше не является фантазией: «Я стремлюсь к такому будущему в городах, когда мы сможем открыть свою дверь и выйти прямо в сад, независимо от того, насколько высока ваша квартира... Мы сможем в городе с высокой плотностью примирить необходимость жилого строительства с нашей эмоциональной потребностью в зеленых пространствах».
Владимир Белоголовский, куратор, «Кураторский проект», Нью-Йорк
До московского показа выставка прошла в Сингапуре, Пекине и Шанхае. Среди главных экспонатов – макет частного дома под Севильей (2004), фотографии, рисунки и фильмы.