|
пресс-релиз:
Уровень развития монументального искусства в современной России весьма специфичен. Его можно характеризовать по-разному, в зависимости от радикальности и критичности высказывающегося. Эпитеты могут быть какими угодно: от «классическая школа» до «архаический подход», от «пафосная пропаганда» до «провинциальное самолюбование», от «хроническая безвкусица» до «разговор с вечностью» и так далее. Как и многие другие области искусства, памятники и мемориальные объекты во многом остаются заложниками социо-художественной политики и напрямую зависят от пристрастий и целеполагания заказчиков, которыми, в большинстве случаев являются государственные институты. Память — это пласт нейтральной информации, эмоциональную окраску которому придаем мы сами. Оценку историческим событиям выдают по принципу черное/белое, и в дальнейшем активно используют одни факты и опускают другие, моделируя определенную идентичность. Это приводит к манипуляции как самой памятью, так и методами коммеморации. В то же время это приводит к забвению одних фактов и к преувеличиваю других.
Поэтому не приходится удивляться появлению все новых и новых бронзовых святых, всевозможных деятелей российской культуры, литературных и исторических героев, потешных «друзей туриста» и тому подобного. Чего на улицах нет и, кажется в ближайшее время не предвидится, так это умных, стильных и ярких арт-объектов с глубоким символическим смыслом, информационно и эмоционально насыщенных, говорящих с людьми о важном, пусть и нелицеприятном и даже трагическом, неординарных по форме и по использованию новейших технологий.
На открытой дискуссии приглашенные эксперты, представляющие различные области, связанные с арт-индустрией, художественными проектами и развитием общественных пространств в городах, обсудят круг проблем, связанных с институтом коммеморации и форм, которые этот процесс принял в нашей стране и представят собственную точку зрения на пути его реформирования.
К обсуждению предлагаются следующие вопросы:
- Что выражают и что скрывают устанавливаемые сейчас памятники?
- Какие памятники должны, могут и не могут появиться на улицах российских городов и почему?
- Кто и какие памятники заказывает? Какие памятники нужны людям?
- Нужно ли помнить все, или нужно помнить только то, за что не стыдно? Кто решает, должно ли быть стыдно за, например, величие на фоне страдания других?
- Кто и какие памятники делает или мог бы делать? Существуют ли в России художники, скульпторы и дизайнеры способные создавать арт-объекты и памятники в принципиально иной стилистике или в иных технологиях?
Участники дискуссии:
- Арсений Сергеев, художник и теоретик паблик-арта;
- Наталья Колягина, культуролог, программный координатор в «Международном Мемориале»;
- Алиса Баранникова, архитектор, городской аналитик;
- Михаил Богомольный, архитектор, урбанист;
- Сергей Крючков, архитектор
Модератор: Елена Петухова, менеджер специальных проектов СМА
Приглашаем к участию в разговоре всех, кто интересуется темами монументального искусства, паблик-арта, социо-художественной памяти, а также смежных областей дизайна, архитектуры, урбанистики, культурологии и социологии.
Вход свободный, но необходима регистрация>>>
|