|
пресс-релиз:
Открытие: 22 ноября, 11:30
Кураторы: Александра Санькова, Ольга Дружинина
Из коллекций: Московского музея дизайна, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Международного информационного агентства «Россия сегодня», Музея игрушки (Сергиев-Посад), частных собраний
Выставка впервые представит существовавшую в Советском Союзе в 1960-1980 годы государственную систему дизайна. Проект – результат исследований сотрудниками Московского музея дизайна архивных материалов и интервью с советскими дизайнерами. Он расскажет об основных организациях, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства нашей страны.
Становление советского дизайна как проектного метода и профессиональной деятельности, создание государственной системы дизайна началось после Великой Отечественной войны. Наиболее активно этот процесс происходил в начале 1960-х годов – в период «оттепели» и подъема промышленности. «Официальной датой» создания государственной системы дизайна в СССР можно считать 28 апреля 1962 года, когда было подписано Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования».
В начале 1960-х годов была организована сеть научно-исследовательских институтов: Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности (ВИАЛЕГПРОМ), Всесоюзный научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования (ВНИИТЭП) и другие. Каждая из этих организаций подчинялась определенному министерству и отвечала за разработку и внедрение в производство художественно-конструкторских проектов в своей области. С 1962 года создаются специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ); крупнейшими были СХКБлегмаш, СХКБлегпром, МСХКБ «Эстэл». СХКБ отвечали за важные межотраслевые темы, теоретические, методологические исследования. Следующей ступень - дизайн-подразделения на предприятиях, среди которых дизайн-службы Красногорского механического завода им. С.А. Зверева, Ленинградского оптико-механического объединения имени В.И. Ленина, завода имени Лихачева, Волжского автомобильного завода, Автомобильного завода имени Ленинского комсомола.
В этот же период государство стало уделять внимание работе НИИ, занимающихся декоративно-прикладным и народным искусством. Такие организации, как НИИ художественной промышленности (НИИХП) и НИИ игрушки (НИИИ) изучали историю и современное состояние промыслов, развивали и восстанавливали их, создавали художественные изделия с внедрением в них советской тематики, обучали мастеров артелей. В 1960-е годы перед ними была поставлена задача разрабатывать и внедрять новые материалы и технологии на предприятиях художественных промыслов.
При Союзе художников СССР был создан Художественный фонд СССР. У Худфонда были производственные предприятия, комбинаты, мастерские. Госорганизации заказывали через Худфонд произведения искусства, сувенирную продукцию, оформление зданий, общественных пространств, выставок.
Функции НИИ и СХКБ, работающих в разных сферах промышленности, были схожими: координирование деятельности отрасли, повышение квалификации художников-конструкторов, разработка перспективных изделий, проведение выставок дизайна в СССР и за рубежом, разработка стандартов, издание профессиональных журналов.
В СССР разрыв между дизайном и промышленностью не давал возможности реализовывать все новейшие разработки; многие из них остались на стадии чертежей и прототипов или внедрялись со значительными упрощениями. Наиболее продуктивной была работа дизайн-служб предприятий – они были ближе к производству и лучше знали его технологические возможности.
К концу 1970-х годов в СССР сложилась система дизайна: в каждой сфере промышленности была организация, отвечающая за эстетические качества продукции. Система охватывала всю страну, и в этом смысле была уникальной, не имеющей западных аналогов. В условиях плановой экономики и отсутствии рыночных отношений она не могла работать идеально. Но ее значение в развитии промышленного производства, формировании теории и методологии дизайн-проектирования огромно.
В 1990-х годах система дизайна была разрушена: институты и СХКБ закрывались, многие архивные материалы были утеряны. Выставка впервые представит существовавшую в Советском Союзе в годы государственную систему дизайна в период с 1962 по 1989 годы.
Проект – результат исследований архивных материалов и интервью с советскими дизайнерами. В рамках одной выставки невозможно охватить все организации, работавшие в области художественного конструирования, технической эстетики, декоративно-прикладного искусства; в экспозиции представлены только основные институции.
|
|