Выставка–фотоинсталляция отца и сына Пальминых – двух крупнейших фотографов архитектуры и активных участников отечественной художественной сцены своих поколений – это способ сверить образы личной и коллективной памяти с ландшафтом современной городской среды. В фокусе обоих авторов многоэтажный типовой дом, расположенный на границе московских спальных районов Новогиреево и Вешняки, куда семья переехала в 1970-х и где продолжает жить Пальмин-старший.
С одной стороны, блочная многоэтажка – это образ унифицирующий, обозначающий точку пересечения миллионов различных постсоветских судеб. Его симметричная, рациональная архитектура почти буквально воспроизводит структуру архива, хранилища личных дел. С другой – для обоих художников этот образ становится формулой, с помощью которой каждый строит модель личного и исторического времени; свои взаимоотношения с этим временем и друг с другом.
Юрий, чей крупноформатный (2,5х1,2 м²) снимок, запечатлевший родительский дом, представляет собой пространственную и смысловую доминанту экспозиции, фиксирует ситуацию устойчивого равновесия между архитектурой и бытом, коллективностью и частной жизнью, модернистским нарративом и повседневностью спального района; в конечном счете – между памятью автора и его настоящим. Обратную перспективу формируют старые снимки Игоря Пальмина, некоторые из которых сняты из собственного окна фотографа – окна уже знакомого нам дома. Автор выхватывает отдельные моменты трансформации бывшей деревни в новейший жилой район. В качестве явной антитезы работе сына главной и, пожалуй, единственной темой его серии выступает само время, чье реальное, живое течение лишает всякого укрытия и уюта.
Еще одним важным акцентом проекта, созданного специально для музея Вадима Сидура, который возник в конце 80-х из выставочного зала старого («большого») района Перовский, является попытка взглянуть на эту площадку как «точку сборки» локальной идентичности жителей прилегающих районов. Увидеть в ней место, в котором и сами авторы, и их соседи могут обнаружить общие исторические и эстетические смыслы.
Игорь Пальмин – советский и российский фотограф. Известен как автор серий об архитектуре модерна, а также как один из основных «летописцев» неофициального советского искусства. Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (2003).
Юрий Пальмин – архитектурный фотограф, преподаватель Британской высшей школы дизайна и архитектурной школы МАРШ. Профессиональную карьеру начал в 1989 году. Работает по заказам ведущих российских и зарубежных архитекторов, сотрудничает с популярными и профессиональными изданиями, включая AD Magazine, Vogue, World Architecture (Англия), RIBA Journal (Англия), Icon Magazine (Англия и США), Domus (Италия), Abitare (Италия), Speech (Германия–Россия), Проект Россия и другими. Участвует в художественных проектах совместно с известными художниками: Аленой Кирцовой, Александром Бродским, Владиславом Ефимовым, Александрой Паперно. Участник Венецианской архитектурной биеннале (2006).