пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Архитектура русского авангарда

выставка Архитектура
  дата: 20.10.2017 - 19.01.2018
  страна: Франция
  город: Париж
  место: École des beaux Arts
14 rue Bonaparte, 75006 Paris
  организатор: Tchoban Foundation
École des beaux Arts
  Рисунки из коллекции Сергея Чобана.
  пресса-статьи:
  Oгулбиби Мариас. Октябрь 1917 и архитектурный авангард // Русский очевидец. 02.11.2017
 
Олимпий (?) Киселев (1905 – ?). Упражнение на тему «Цвет», Вхутемас, 1926. 
Альбом. 
Гуашь, карандаш, цветные карандаши
Олимпий (?) Киселев (1905 – ?). Упражнение на тему «Цвет», Вхутемас, 1926. Альбом. Гуашь, карандаш, цветные карандаши
Алексей Щусев (1873-1949). 
Проект временного мавзолея Ленина, 1924. 
План и фасады. 
Карандаш
Алексей Щусев (1873-1949). Проект временного мавзолея Ленина, 1924. План и фасады. Карандаш
Яков Чернихов (1889-1951). 
Архитектурная фантазия, около 1930. Перспектива. 
Карандаш, гуашь
Яков Чернихов (1889-1951). Архитектурная фантазия, около 1930. Перспектива. Карандаш, гуашь
Андрей Буров (1900-1958). 
Проект павильонов для зрелищ и увеселений на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, 1923. Фасады. 
Карандаш, пастель, тушь
Андрей Буров (1900-1958). Проект павильонов для зрелищ и увеселений на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, 1923. Фасады. Карандаш, пастель, тушь
пресс-релиз:
В Париже, в прославленной École des Beaux Arts, в годовщину столетия Октябрьской революции, открылась выставка работ советских архитекторов 20-30 годов ХХ века: Чернихова, Щусева, Жолтовского, Гинзбурга, Иофана, Бурова, Голосова, Афанасьева.

Октябрьская революция перекроила и перепрограммировала русское общество. Мощное потрясение революцией сгенерировало новые архитектурные идеи как у известных практикующих мастеров, так и у молодых выпускников только что созданных архитектурных школ.

На выставке представлено 40 работ: наброски, эскизы, чертежи, конкурсные проекты, архитектурные фантазии - все выполненные в разнообразной технике и наглядно иллюстрирующие тематическую новизну заказов со стороны советской власти и новаторский ответ архитекторов на поставленное перед ними задачи.

Все представленные рисунки свидетельствуют не только о творческом подъеме архитекторов авангарда, но и дают представление о процессе работы архитектора над проектами. Техника исполнения, или говоря на профессиональном языке «подача», всегда зависит от конечного «получателя» чертежа. На выставке можно видеть рабочие наброски – как правило маленького формата, выполненные карандашом, как, например, эскизы клубов Ильи Голосова. Рабочие чертежи, выполненные рейсфедером и тушью для подрядчиков, как чертежи Щусева для мавзолея Ленина. Эскизы фасадов выполненные «мастером» для дальнейшей разработки проекта его сотрудниками, как цветной фасад павильона Сельскохозяйственной выставки Ивана Жолтовского. Покрашенные акварелью, гуашью или «отмытые» китайской тушью фасады для презентаций на конкурсах или показу заказчику, как фасад Смоленского рынка Николая Красильникова и Любви Славиной. Или впечатляющей размером и прорисовкой деталей черно – белый фасад конкурсного проекта дворца Советов Бориса Иофана.

На выставке так же показаны удивительные архитектурные фантазии Якова Чернихова.

Выставка делится на шесть тематических разделов:

ВХУТЕМАС: новаторское архитектурное образование
До 1932 года вся русская архитектура характеризуется плодотворным экспериментальным аспектом, который находит особое выражение в новаторской и радикальной системе преподавания архитектуры в художественных учебных мастерских ВХУТЕМАСа.

Общественные здания нового государства
В первые годы революции все стройки остановлены, и начиная с 1918 года архитекторы вовлечены в план монументальной пропаганды, инициированной Лениным. Архитекторы участвуют в создании декора для площадей и улиц, проектируют мемориалы жертвам революции. Проводятся первые конкурсы на учебные заведения, на новые программы, такие как крематории.

Эфемерный город: Сельскохозяйственная выставка в Москве
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарная выставка, открывшаяся в Москве в 1923 году, стала первой крупной манифестацией реализованных новаторских идей архитекторов. Самобытный ансамбль павильонов, построенных по проектам Мельникова, Голосова, Бурова, Жолтовского свидетельствует о насыщенной и плодотворной творческой работе архитекторов в этот период.

Конструктивизм
Конструктивизм - один из наиболее интересных направлений в советской архитектуре. Последователи этого направления борются за архитектуру, которая без промедления изменит повседневную жизнь людей и создаст условия для «нового быта». Постулаты конструктивизма находят воплощение в минималистических произведениях Моисея Гинзбурга, Кирилла Афанасьева и Якова Чернихова.

Мавзолей Ленина
В 1924 году, сразу после его смерти, начинается сакрализация личности Ленина. А течение пяти последующих лет будет вестись интенсивная работа на проектом мавзолея вождю пролетариата.
Эскизы и рабочие чертежи деревянного мавзолея, выполненные Алексеем Щусевым, свидетельствуют о напряженном поиске объемной выразительности, которую ведет архитектор до момента строительства окончательного варианта каменного мавзолея.

Дворец Советов: путь к соцреализму
Как и в других областях искусства, начиная с 1932 года, метод социалистического реализма, в основе которого лежит «творческое осмысление наследия прошлого», становится обязательным и для архитектуры. Начинается постепенный закат новаторской архитектуры русского авангарда. Проект «Дворца Советов» Бориса Иофана, над которым архитектор работал более десяти лет, свидетельствует о наступившей гегемонии нового творческого метода.
В то же время, таким фигурам авангарда, как Моисей Гинзбург и Илья Голосов какое-то время еще удается проектировать здания, сохраняющие принципы новаторской архитектуры.

Слово Сергея Чобана, архитектора, руководителя бюро SPEECH, основателя Музея архитектурного рисунка в Берлине:

И с точки зрения архитектуры, и с точки зрения развития жанра архитектурного рисунка Россия в 1920-30 годы дала миру примеры абсолютно новых идей, контрастных по отношению ко всему предыдущему развитию архитектуры и искусства. Именно такое контрастное положение в городах занимают здания этой эпохи, а в музейных собраниях - архитектурная графика того времени, послужившая основой для творчества выдающихся мастеров архитектуры второй половины XX века, в том числе таких, как Заха Хадид и Даниэль Либескинд.

Слово куратора, Жан-Луи Коэна, архитектурно критика, профессора Университета Нью-Йорка:

Сорок работ, представленных на выставке, раскрывают напряжение между художественным воображением и политическим дискурсом, которое было характерно для первых двух десятилетий советской власти.
Сто лет спустя мы можем оценить насколько  значительно было влияние революции на архитектурные программы и архитектурные эстетики.


Слово сценографа, Наталии Солоповой, архитектора:

На выставке представлен весь диапазон графики, который архитектор делает в процессе работы над проектом: от первичных набросков и эскизов, пройдя через стадию чертежей, и до фасадов и перспектив, предназначенных для официальных презентаций проекта.
У всех работ очень непростая судьба, поскольку на протяжении многих десятилетий в России авангард был вычеркнут из истории архитектуры. Радует, что эти работы чудом сохранились и теперь благодаря Сергею Чобану их можно видеть в стенах Beaux – Arts.


Автор каталога: Жан-Луи Коэн.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter