В Музее Москвы открывается выставка «12 городов будущего», организованная музеем и журналом «Проект Балтия». Экспозиция представляет собой основную часть проекта «Города будущего / Будущее городов», показанного в Петербурге, на Новой сцене Александринского театра, с 12 июля по 29 августа 2017 года и приуроченного к 10-летию петербургского журнала.
Собранные на выставке проекты современных российских и зарубежных архитекторов – утопические образы систем расселения завтрашнего дня – относятся к жанру визионерской архитектуры. Традиция классиков – Пиранези, Булле и Леду – получила в XX веке мощное продолжение: в утопиях футуристов и конструктивистов, а также в антиутопиях постмодернистов второй половины столетия. Чтобы проследить, как развивается жанр в наши дни, куратор выставки Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», предложил представителям различных творческих течений – от параметризма до неоклассики – поразмышлять на тему будущего. Зритель получит возможность последовательно двигаться от одной работы к другой, словно бы пролистывая 12 глав книги.
Свои варианты будущего предложили Ренато Рицци (Венеция), «Обледенение архитекторов» (Москва), Алексей Левчук (Санкт-Петербург), Андрей Люблинский и Мария Заборовская (Санкт-Петербург), Степан Липгарт (Санкт-Петербург), Николай Шмук (Москва), Александр Берзинг (Санкт-Петербург), Руслан Тимашев (Москва), Марко Касагранде (Хельсинки), Михаил Филиппов (Москва), «Витрувий и сыновья» (Санкт-Петербург), группа молодых архитекторов (куратор: Сергей Падалко).
Приглашенные авторы видят завтрашний день совершенно по-разному. Если «Обледенение архитекторов» буквально окрылено советским типовым домостроением, то Николай Шмук мыслит о будущем в весьма мрачных тонах: его город спрятан в землю, и жители обустраивают шарообразную полость, оставшуюся от ядерных испытаний. Даже авторы, применившие один-единственный инструмент – параметрическое проектирование, приходят к совершенно различным результатам: Руслан Тимашев создает техноутопию мегаполиса без границ и фиксированной формы, а Марко Касагранде предлагает направить модернизационные усилия на улучшение качества жизни в трущобах. Александр Берзинг воображает антигород как пространство побега из существующего урбанистического кошмара; Алексей Левчук, в свою очередь, заставляет нас поверить в возможность обретения людьми способности летать (после биотрансформации). Наконец, Ренато Рицци заявляет, что помыслить грядущее можно лишь путем буквального аскетического погружения в памятники давно ушедшей Belle Époque.
«12 городов будущего» – это дюжина проектов, выполненных в разных манерах и техниках и показанных в небольших коробочках, которые напоминают те, что используются для демонстрации макетов театральных декораций. Переходя от работы к работе, зритель проигрывает внутри себя различные сценарии, чья вероятность и чьи взаимоотношения с сегодняшним днем и друг с другом остаются загадкой. Исследовав горизонтальное и вертикальное измерения проекта, посетитель остановится в задумчивости и, взявшись за перо, решится оставить запись или рисунок в книге, ждущей его в определенном месте.
Как и в случае премьерного показа, выставка состоит из двух частей, но, вместо сегмента «Будущее городов» (где были представлены Амстердам, Хельсинки, Москва и Санкт-Петербург), здесь речь идет об утопическом ви́дении развития столицы СССР в первой половине XX века.
Для экспозиции Музей Москвы выбрал проекты (графика, фотографии, планы), отражающие трансформацию образа Москвы в момент наиболее кардинального изменения градостроительных концепций: «машинная утопия» начала XX века, «город-сад» согласно проекту «Новой Москвы» Алексея Щусева и, наконец, планы реконструкции 1935 года, связанные с проектированием Дворца Советов, который должен был стать главным зданием страны.