пресс-релиз:
Первые проекты петербургского метрополитена появились в 1880-х гг. На рассмотрение Городской думы к 1917 г. было выдвинуто около двух десятков проектов. Предлагалось устройство наземных, подземных, и подвесных (на металлических и железобетонных эстакадах) скоростных трасс. Один из проектов был разработан правлением Балтийской железной дороги в 1889 г. Подземная трасса метрополитена должна была соединить все городские железнодорожные вокзалы: Николаевский, Витебский, Варшавский, Балтийский и Финляндский. Эта идея повторялась во многих проектах петербургского метрополитена и легла в основу плана существующей городской "подземки".
Создание надземной "электрической дороги большой скорости" предусматривал проект 1901-1902 гг. гражданского инженера П.И. Балинского и американца М.Вернера. Устроенная на насыпях и эстакадах на высоте от 5 до 10 метров над уровнем улиц трасса должна была включать в себя одиннадцать радиально расходящихся от центра путей, одну кольцевую и несколько боковых линий. Инженер Ф.Е. Енакиев совместно с архитекторами Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковичем в 1910-1912 гг. планировали строительство наземных и подземных трасс метрополитена в рамках "Проекта преобразования С.-Петербурга". Он был отклонен городскими властями "в связи с громадными затратами". Однако, уже в 1914 г. Городская дума выделила на предварительные работы по проектированию метро 25 тыс. рублей. В результате в 1914-1917 гг. Управлением Петроградских городских железных дорог был разработан проект сооружения метрополитена. Два предложенных варианта решали задачи соединения северных и южных районов города и организации подвоза пассажиров к железнодорожным вокзалам.
Несмотря на острую необходимость решения в российской столице транспортной проблемы ни один из предложенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. проектов метрополитена не был реализован.
К вопросу о создании городской "подземки" вернулись в конце 1930-х гг. В 1941 г. в Ленинграде начались первые работы по строительству метрополитена, но в связи с началом Великой Отечественной войны были законсервированы и возобновились только в 1946 г. Проектированием и строительством метро занимались Управление строительством ленинградского метрополитена "Ленметрострой" и институт "Ленметропроект". В первую очередь планировалось строительство Кировско-Выборгской линии метро, осуществлявшей транспортную связь между всеми городскими железнодорожными вокзалами. Состоялось три тура конкурса на лучший проект оформления подземных станций "Площадь Восстания", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская" ("Сталинская"), "Кировский завод", "Автово". Отдельные конкурсы проводились на проекты станций "Пушкинская" и "Владимирская". Победителям конкурсов были поручены разработки проектов наземных павильонов.
Во время обсуждений проектов ленинградскими архитекторами постепенно был выработан единый подход к оформлению станций. В его основе лежал принципиальный отказ от стилистики московского метрополитена и ориентация на классическую традицию петербургско-ленинградской архитектурной школы. Первым шагом к реализации этих задач стало создание целостного ансамбля станций первой очереди.
15 ноября 1955 г. станции первой очереди ленинградского метрополитена были открыты для горожан, начались регулярные пассажирские перевозки.
Во второй половине 1950-х - 1960 гг. был введен в строй второй участок Кировско -Выборгской линии от площади Восстания до Финляндского вокзала; станции второй очереди от "Московской" до "Петроградской", а также открыто движение по третьей линии метро - Невско-Василеостровской - от "Площади Александра Невского" до "Василеостровской".
В 1970-1980-х гг. существующие линии метрополитена были продлены в направлении новых городских районов.
На выставке в Петропавловской крепости экспонируются неосуществленные проекты петербургского метро начала ХХ в.: проекты С.Н.Кульжинского (1901), П.И.Рашевского (1901), Ф.Е. Енакиева (1910-1912) и Управления Петроградских городских железных дорог (1914-1917). Особый интерес представляет проект П.И.Балинского (1901-1902). Его неотъемлемой составляющей являются акварели, выполненные художником Н.Н. Каразиным, гражданским инженером А.И.Дмитриевым и архитектором М.С. Лялевичем: виды отдельных районов города, запечатлевшие, как изменится архитектурно-историческая среда Петербурга в случае осуществления проекта.
Современный этап проектирования и строительства метрополитена широко представлен проектами ведущих ленинградских архитекторов второй половины 1940 -1980-х гг. Многие из них были осуществлены. Особый интерес представляют конкурсные проекты первой очереди метро ("Автово" - "Площадь Восстания"), выполненные И.И. Фоминым, И.М. Чайко, Б.Н. Журавлевым, А.В. Васильевым, А.И. Лапировым, Б.М. Серебровским, М.А. Шепилевским, А.А. Грушке, Е.А. Левинсоном, М.К. Бенуа, А.М. Соколовым и другими.
Экспозицию дополняют уникальные фотографии 1950-х гг.; кинохроника 1955-2005 гг, запечатлевшая все значительные события в истории петербургского метрополитена, и рисунки ленинградских художников, связанные с темой метро. Представлена форма проходчиков метро и машиниста электропоезда 1950-х - 1960-х гг.Первые проекты петербургского метрополитена появились в 1880-х гг. На рассмотрение Городской думы к 1917 г. было выдвинуто около двух десятков проектов. Предлагалось устройство наземных, подземных, и подвесных (на металлических и железобетонных эстакадах) скоростных трасс. Один из проектов был разработан правлением Балтийской железной дороги в 1889 г. Подземная трасса метрополитена должна была соединить все городские железнодорожные вокзалы: Николаевский, Витебский, Варшавский, Балтийский и Финляндский. Эта идея повторялась во многих проектах петербургского метрополитена и легла в основу плана существующей городской "подземки".
Создание надземной "электрической дороги большой скорости" предусматривал проект 1901-1902 гг. гражданского инженера П.И. Балинского и американца М.Вернера. Устроенная на насыпях и эстакадах на высоте от 5 до 10 метров над уровнем улиц трасса должна была включать в себя одиннадцать радиально расходящихся от центра путей, одну кольцевую и несколько боковых линий. Инженер Ф.Е. Енакиев совместно с архитекторами Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковичем в 1910-1912 гг. планировали строительство наземных и подземных трасс метрополитена в рамках "Проекта преобразования С.-Петербурга". Он был отклонен городскими властями "в связи с громадными затратами". Однако, уже в 1914 г. Городская дума выделила на предварительные работы по проектированию метро 25 тыс. рублей. В результате в 1914-1917 гг. Управлением Петроградских городских железных дорог был разработан проект сооружения метрополитена. Два предложенных варианта решали задачи соединения северных и южных районов города и организации подвоза пассажиров к железнодорожным вокзалам.
Несмотря на острую необходимость решения в российской столице транспортной проблемы ни один из предложенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. проектов метрополитена не был реализован.
К вопросу о создании городской "подземки" вернулись в конце 1930-х гг. В 1941 г. в Ленинграде начались первые работы по строительству метрополитена, но в связи с началом Великой Отечественной войны были законсервированы и возобновились только в 1946 г. Проектированием и строительством метро занимались Управление строительством ленинградского метрополитена "Ленметрострой" и институт "Ленметропроект". В первую очередь планировалось строительство Кировско-Выборгской линии метро, осуществлявшей транспортную связь между всеми городскими железнодорожными вокзалами. Состоялось три тура конкурса на лучший проект оформления подземных станций "Площадь Восстания", "Технологический институт", "Балтийская", "Нарвская" ("Сталинская"), "Кировский завод", "Автово". Отдельные конкурсы проводились на проекты станций "Пушкинская" и "Владимирская". Победителям конкурсов были поручены разработки проектов наземных павильонов.
Во время обсуждений проектов ленинградскими архитекторами постепенно был выработан единый подход к оформлению станций. В его основе лежал принципиальный отказ от стилистики московского метрополитена и ориентация на классическую традицию петербургско-ленинградской архитектурной школы. Первым шагом к реализации этих задач стало создание целостного ансамбля станций первой очереди.
15 ноября 1955 г. станции первой очереди ленинградского метрополитена были открыты для горожан, начались регулярные пассажирские перевозки.
Во второй половине 1950-х - 1960 гг. был введен в строй второй участок Кировско -Выборгской линии от площади Восстания до Финляндского вокзала; станции второй очереди от "Московской" до "Петроградской", а также открыто движение по третьей линии метро - Невско-Василеостровской - от "Площади Александра Невского" до "Василеостровской".
В 1970-1980-х гг. существующие линии метрополитена были продлены в направлении новых городских районов.
На выставке в Петропавловской крепости экспонируются неосуществленные проекты петербургского метро начала ХХ в.: проекты С.Н.Кульжинского (1901), П.И.Рашевского (1901), Ф.Е. Енакиева (1910-1912) и Управления Петроградских городских железных дорог (1914-1917). Особый интерес представляет проект П.И.Балинского (1901-1902). Его неотъемлемой составляющей являются акварели, выполненные художником Н.Н. Каразиным, гражданским инженером А.И.Дмитриевым и архитектором М.С. Лялевичем: виды отдельных районов города, запечатлевшие, как изменится архитектурно-историческая среда Петербурга в случае осуществления проекта.
Современный этап проектирования и строительства метрополитена широко представлен проектами ведущих ленинградских архитекторов второй половины 1940 -1980-х гг. Многие из них были осуществлены. Особый интерес представляют конкурсные проекты первой очереди метро ("Автово" - "Площадь Восстания"), выполненные И.И. Фоминым, И.М. Чайко, Б.Н. Журавлевым, А.В. Васильевым, А.И. Лапировым, Б.М. Серебровским, М.А. Шепилевским, А.А. Грушке, Е.А. Левинсоном, М.К. Бенуа, А.М. Соколовым и другими.
Экспозицию дополняют уникальные фотографии 1950-х гг.; кинохроника 1955-2005 гг, запечатлевшая все значительные события в истории петербургского метрополитена, и рисунки ленинградских художников, связанные с темой метро. Представлена форма проходчиков метро и машиниста электропоезда 1950-х - 1960-х гг.
|