Международная конференция к 280-летию со дня рождения Василия Баженова.
пресс-релиз:
В фокусе внимания конференции феномен понимания истории в искусстве Века Просвещения. Это понимание сущностно отличалось от нашего. Исторический процесс не интерпретировали в строгой хронологической последовательности периодов, эпох и стилей, а считали стимулирующей воображение и пробуждающей нравственные чувства метафорой. Тогда-то и родилось понятие «греко-готический» стиль, апологетом которого в архитектуре выступил Василий Баженов.
Понятие «греко-готический» связано с необычайно активным диалогом европейской и русской культур XVIII столетия и упомянутым мифологическим отношением к событиям истории. Мир готического в Век Просвещения не был точно исторически определен. Под этим словом подразумевали все древнее, «варварское», не согретое лучами классического, «правильного» вкуса. Готическими именовали и древнерусские памятники архитектуры. А саму эпоху Древней Руси сближали с временами рыцарских преданий Западной Европы.
Во Франции в то время, когда там учился Василий Баженов, «греко-готическими» называли постройки, в которых логика строения и пропорций классической ордерной архитектуры «подправлялась» дерзкими конструктивными решениями западноевропейской готики, сообщавшей «изящному вкусу» «огромность и величие». То есть те возвышенные качества, что Эдмунд Берк считал обязательными для полноценного эстетического опыта. Образцовый пример реализованного «греко-готического» вкуса – церковь Святой Женевьевы (Пантеон) Суффло, фасад церкви Сен-Сюльпис Сервандони. Их выделял в своем кратком обзоре лучшей современной архитектуры Западной Европы и Василий Баженов. В России этот греко-готический урок помимо Баженова (церковь в Быкове) усвоил Иван Старов (собор Александро-Невской лавры). В Царицыно хрупкое готическое покрывало одевает классические по логике пропорциональных отношений павильоны, ажурная оболочка которых позволяет со-поставить их с отелями французского рококо.
Подобное же греко-готическое бликование, стрельчатая сквознота героических антикизированных сюжетов определяет знакомство с литературными и изобразительными сюжетами той эпохи, организует имиджевую политику императрицы Екатерины Великой. Синонимом “романического” и “готического” в те времена было “рыцарское”. Просветительский дискурс способствовал тому, что к середине XVIII века многие переводные рыцарские романы сближаются с русским фольклором и осознаются в границах единого “готического”, “романического”, “сказочного” повествования. Осознать готические сюжеты как рыцарскую повесть, которая в свою очередь ассоциируется с историей древних, византийских, («греческих») правителей, помогала риторическая культура барочного и просвещенного театра.
Программа конференции
10:00—10:30 регистрация участников
Утреннее заседание
(10:30—14:00)
10:30—11:00
Приветственные слова
Наталия Сиповская, директор ГИИ
Инна Баженова, учредитель фонда IN ARTIBUS Председатель Н.Сиповская
11:00—11:20
Дмитрий Швидковский (МАРХИ).
Проблемы Готики Просвещения.
11:20—11:40
Сергей Хачатуров (ГИИ) .
Выставка «Готика Просвещения» в диалоге с экспозицией Gothic Imagination (British Library, 3 октября—20 января 2015). Общее и особенное в презентации “готического вкуса” в Англии и России.
11:40—12:00
Стефан Гесслер (Сорбонна) .
Василий Баженов во Франции.
12:00—12:20
Вопросы. Кофе-брейк Председатель А.Корндорф
12:20—12:40
Юлия Клименко (МАРХИ) .
В поисках готики: русские пенсионеры и архитектура французского неоклассицизма.
12:40—13:00
Алла Аронова (ГИИ) .
Образ крепости в искусстве фейерверкеров елизаветинского времени.
13:00—13:20
Ольга Докучаева (ГМЗ «Царицыно”)
Царицыно Василия Баженова и проблема заказчика.
13:20—13:40
Борис Бочарников (МГАХИ) .
Образ возобновляемого Кремля после Баженова—диалог Готики и Классицизма в проектах Львова и Еготова.
13:40—14:00
Вопросы
14:00—15:00
Обед
Вечернее заседание
(15:00—19:00) Председатель С.Хачатуров
15:00—15:20
Сергей Кузнецов (ГРМ).
Стрельчатая арка на дорической колонне. Греко-готический дискурс Екатерины Великой и архитектурно-пространственные репрезентации власти в Российской империи (1770—1830-е).
15:20—15:40
Анна Корндорф (ГИИ).
«Начальное управление Олега». Греко-готическая декорация
и политичекий заказ.
15:40—16:00
Андрей Карев (МГУ). Отклонение от “прямой” в русской живописи эпохи классицизма.
16:00—16:20
Вопросы. Кофе-брейк Председатель А.Аронова
16:20—16:40
Владислав Латош.
“Готические” строения рокайльного сада в Пэйнсвике.
16:40—17:00
Алексей Яковлев (ГИИ) .
Церковь в подмосковном Быкове. Иконография и архитектурный контекст.
17:20—17:40
Илья Путятин (МАРХИ) .
Церковь в Быкове и греко-готический идеал.
17:40—18:00
Вопросы. Кофе-брейк Председатель С.Кузнецов
18:00—18:20
Алла Вершинина (ГИИ) .
Вариации мотива «кров крылу» в скульптурах
грифонов: между эмблемой и сказанием.
18:20—18:40
Марк Акопян (ГНИМА) .
Готика в советской архитектуре.