|
пресс-релиз:
В Мраморном зале Этнографического музея в рамках биеннале «Архитектура Петербурга» будут представлены 300 зданий, построенных в Ленинграде архитекторами-авангардистами с 1917 по 1991 г.г.
Выставка, подготовленная Союзом архитекторов, займет достойное место на площадке биеннале в Этнографическом музее. Для нее собраны материалы по всем самым заметным проектам архитекторов-авангардистов советской эпохи, построенным в Ленинграде. Несколько мероприятий деловой программы биеннале также посвящены этому направлению архитектуры, которое в последнее время привлекает все больше внимание как профессиональной аудитории, так и простых горожан, интересующихся историей и сохранением архитектурного наследия Санкт-Петербурга.
Тематически выставка разделена на три периода: 1917–1934, 1935–1955 и 1956–1991. Каждый период интересен своими идеями, яркими архитекторами и проектами.
Святослав Гайкович, заслуженный архитектор РФ, вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, руководитель архитектурного бюро «Студия-17»:
- Первый этап берет начало от революции 1917 года и заканчивается после 1932 года, когда правительственными постановлениями был определен курс на освоение классического наследия. Сохранилось множество построенных в ту эпоху жилмассивов, производственных зданий, домов культуры, школ, бань. Строились также фабрики-кухни, дома-коммуны, райсоветы. Наиболее известные проекты принадлежат архитекторам Барутчеву, Никольскому, Гегелло, Кричевскому, Симонову, Ною Троцкому.
Второй период охватывает сталинскую эпоху и завершается в середине 50-х годов, когда были приняты важнейшие для отрасли партийно-правительственные постановления. Для него характерно возвращение к классическим мотивам, которые категорически отрицали архитекторы-авангардисты первой эпохи. Тогда появились: Московский райсовет, ансамбли жилых домов вдоль Московского проспекта, Фрунзенский универмаг. Самые яркие имена того времени – Ильин, Катонин, Левинсон, Фомин, Оль, Гурьев.
Последний период – период индустриализации. Чтобы ликвидировать острый дефицит жилья необходимо было перейти к типовому проектированию и строительству. Такой подход существенно ограничил творческую фантазию авторов проектов. В то же время советские архитекторы стали осваивать западные тенденции, где лидирующим направлением был «интернациональный стиль», наиболее характерный внешний признак произведений которого – наличие обширных поверхностей стекла, использующегося в качестве ограждения архитектурных объемов. Это период работы таких мастеров, как Александр Жук, Сергей Сперанский, Давид Гольдгор, Наталья Захарьина, Николай Надежин. Кроме индустриальной жилой застройки в это время возведены аэропорт Пулково, гостиницы «Ленинград» и «Москва», Морской вокзал.
|