Восемь известных стульев от восьми датских дизайнеров.
пресс-релиз:
В ГМИИ им. А.С. Пушкина 12 апреля 2017 года открывается выставка «Легенды датского дизайна», подготовленная Московским музеем дизайна совместно с Королевской библиотекой Дании (Копенгаген) и Dansk Møbelkunst Gallery (Копенгаген).
Дизайн занимает важное место и в экономике страны, и в повседневной жизни каждого датчанина. Работы датских дизайнеров стали классикой и по-настоящему знаковыми предметами ХХ века. Дизайн – это значительная часть «индивидуальности» Дании, стиля и образа жизни ее граждан.
На выставке будут представлены восемь самых известных стульев от восьми именитых датских дизайнеров – Арне Якобсена, Ханса Дж. Вегнера, Бёрге Могенсена, Кааре Клинта, Финна Юля, Греты Ялк, Поля Кьерхольма и Вернера Пантона, а также легендарный светильник ARTICHOKE Поля Хеннингсена. Экспозиция будет дополнена рисунками, чертежами, эскизами, рекламными постерами, архивными фото- и видеоматериалами, которые расскажут историю каждого стула, его автора, эпохи. Цель, которую ставят перед собой кураторы выставки, – дать представление о классическом датском дизайне на примере предметов, с которыми он, в первую очередь, ассоциируется у российского зрителя, рассказать, что сделало Данию одной из лидирующих стран в области дизайна.
Первые профессиональные гильдии мастеров деревообработки появились в Дании в начале XVI века: в 1515 году была создана гильдия плотников, в 1554 – краснодеревщиков, мастеров высочайшего уровня, которые создавали мебель из дорогих пород древесины. Гильдии разрабатывали стандарты качества изделий и контролировали производство, обучали и проводили аттестацию мастеров. Претенденты на членство в гильдии предоставляли на суд экспертной комиссии свои изделия. В начале ХХ века эта традиция переросла в ежегодные профессиональные выставки, на которых демонстрировались уникальные эталонные образцы мебели.
В 1930–1950 годах датские ремесленные мастерские вынуждены были конкурировать с индустриальными предприятиями других европейских стран. В этот период гильдии решали две задачи: с одной стороны, доказывали потребителю преимущества ручного индивидуального исполнения, с другой – стимулировали развитие местного серийного производства. Его необходимость была продиктована, в том числе, массовым строительством общественных зданий, которые требовали новой меблировки.
В Дании промышленный дизайн стал средством поддержки массового производства: высокие потребительские свойства товара достигались за счет идеально созданной формы предмета, правильно подобранных цвета и материала.
Знаменитый Датский музей дизайна был задуман как своего рода образовательный центр для местных производителей и ремесленников. Его основатели были уверены, что для развития всех отраслей промышленности необходимо уделять повышенное внимание дизайну, знакомить профессионалов с лучшими его образцами со всего мира и с историей дизайна для того, чтобы они совершенствовали свое мастерство. Коллекция, библиотека и архивы музея стали для дизайнеров центром притяжения и важнейшим источником информации. Открытый для широкой публики в 1895 году, музей также должен был образовывать и формировать хороший вкус. Сейчас богатейшая коллекция Датского музея дизайна включает произведения декоративного и прикладного искусства, образцы промышленного дизайна Западной Европы, а также Дальнего Востока. Особое внимание в нем уделяется декоративному и прикладному искусству датских дизайнеров с начала ХХ века до наших дней.
Датский дизайн, символ элегантности, простоты и функциональности, известен во всем мире. В России выставочные проекты, связанные с датским дизайном, проходят нечасто. Кураторы уверены, что выставка станет началом знакомства с историей датского дизайна и будет интересна как профессионалам, так и любителям.
Куратор: Александра Санькова, генеральный директор Московского музея дизайна.