В России разворачивается масштабное строительство школ с целью преодоления существующего дефицита. В ближайшие 10 лет должны появиться тысячи новых учреждений на 6,6 миллионов мест. Бюджет этого федерального мегапроекта – 2,8 трлн рублей – почти вдвое превышает затраты на подготовку сочинской Олимпиады.
Для властей главным является финансовый аспект – как дешевле и быстрее построить наибольшее количество школ. Однако если поставить во главу угла учеников – детей, то возникают совсем другие вопросы. Как архитектура школ влияет на формирование и развитие личности? В чем разница между обучением в типовых проектах и «новых» школах с продуманной архитектурной концепцией? Может ли школа стать для ребенка чем-то большим, чем местом обязательного посещения?
Как и во всем мире, в России и странах СНГ идет активный поиск новой архитектурной модели, строительство школ нового типа. Интересные примеры уже начали появляться в России: столичная «Хорошевская прогимназия», школа N14 в Пушкино, в стадии проектирования или строительства находится «Умная школа» в Иркутске, «Летово» в Новой Москве. Опыт начинает накапливаться и в пост-советском пространстве, один из наиболее ярких примеров – международная школа UWC Dilijan College в Армении, спроектированная английским архитектурным бюро Tim Flynn Architects и открытая в 2014 году.
Ключевые темы обсуждения:
Как архитектура школы влияет на поведение и развитие ребенка, его психику?
Как формировать комфортные и интересные школьные пространства, в которые ребенок будет приходить с удовольствием?
Может ли архитектура быть эффективным инструментом формирования личности, развития эмоционального интеллекта?
Можем ли мы использовать при проектировании школ последние достижения науки о человеке?
Модератор: Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»
Участники дискуссии:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Тим Флинн, глава архитектурного бюро Tim Flynn Architects (Великобритания)
Нияз Гафиятуллин, директор АНОО «Международная школа Казани»
Михаил Мокринский, директор школы-пансиона «Летово»
Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа»
Марина Битянова, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ»